Выставка Weld Queen «Выбор и полииэтилен» читать ~3 мин.
с 24 Мая
по 23 ИюняГалерея «Файн Арт» (старый адрес)
ул. Б.Садовая д.3, корп. 10
Москва
На московской арт-сцене не редко можно увидеть зеленоглазую, русоволосую девушку в хитоне из грубой ткани, в шлеме с поднятым забралом. Дева-воительница, Афина-Паллада – вот образ, немедленно возникающий в сознании при встрече с ней. Удивительно, но этот образ столь же метафоричен, сколь и реален. Афина-Паллада, помимо военных наук, покровительствует мастерству, ремеслам, искусству, Александра Weld Queen в совершенстве освоила профессию своего отца – сварку металлов и этим методом стала создавать свои скульптуры. Исходный материал – грубая промышленная металлическая арматура – становится послушным в руках Weld Queen, а сварочная маска создает иллюзию шлема греческой богини.
Проект Weld Queen включает 9 «прозрачных» скульптур, из которых только одна – фигура девушки – статична, остальные способны двигаться. Кинетизм объектов обусловлен возможностью зрителя манипулировать ими. В основе скульптур –принцип кресла-качалки. Вся инсталляция интерактивна, каждый зритель может войти в объект, сесть и начать качаться. И тогда возникает весьма провокационная картина. Дело в том, что сваренные из металлических прутов скульптуры – это полулежащие человеческие фигуры, которые опираются на полукруглые полозья. Решившийся покачаться зритель садится как бы на живот скульптуры, откидываясь на её же полусогнутые колени. Сами фигуры – условные скульптурные портреты вполне конкретных людей, специально выбранных автором в качестве моделей для этого проекта. Скульптурные портреты располагаются по одному на объект – девушка, юноша, либо парами – девушка и юноша, две девушки, двое юношей. Всего 8 кинетических скульптур, содержащих 11 персонажей. За зрителем – выбор объекта. По воле посетителей скульптуры закачаются, закивают быстро, медленно – так, как решит зритель, и вся система оживет. И лишь фигура девушки в центре действа остается статичной.
По замыслу автора данный проект – это выставка-притча, где в аллегорической форме представлены гендерные игры, итог которых поиск собственной идентичности вне гендерных отношений. Автор говорит: «Мы раскачиваемся на качелях своих сомнений, включаясь в игру поиска потенциальных партнеров. Эта игра между полами проходит в формате планеты и тянется тысячелетия». Играя, человек часто теряет самого себя, забывает и стирает свою личность. Он трансформирует своё тело, лицо, стремясь быть похожим на известных персон или принятые эталоны красоты, мужественности. В результате создается множество похожих человеческих копий (вспомним лишь нескончаемый поток «Мэрилин Монро»), возникает иллюзия витрины магазина, где в плотной вакуумной полиэтиленовой упаковке располагаются похожие продукты. Когда человек, забывший свою идентичность, отдается на волю любовной перипетии, тогда выбор у него остаётся только среди этих полиэтиленовых игрушек. Автор предлагает играть «в игры физического мира осознанно. Все люди – единицы энергии, у которых есть своя сила, своя идентичность. Понимая это, каждый может обнаружить свою собственную свободу».
Центральная статичная фигура отражает позицию наблюдателя вне телесных игр, позицию человека, ищущего ценность в самом себе. В таком контексте художник предлагает каждому посетителю рассматривать данную скульптуру как свой автопортрет.
Ирина Филатова.