Выставка живописи Ирины Рыбаковой «Здесь Родины моей начало» читать ~5 мин.
с 12 по 23 Октября
Российская академия художеств
Пречистенка, 21
Москва
Российская академия художеств представляет выставку произведений Заслуженного художника РФ и члена-корреспондента РАХ Ирины Владимировны Рыбаковой «Здесь Родины моей начало», приуроченную к юбилею автора. В экспозиции представлено около пятидесяти этюдов и живописных полотен, выполненных в последние несколько лет.
Работы Ирины Рыбаковой в лучшем смысле традиционны, каноничны. В них счастливо соединяются хорошая живописная школа и восприимчивая к красоте мира душа автора. Творчество художника вбирает в себя лучшие традиции русского реалистического пейзажа. Основная тема полотен живописца – неброский, но одухотворённый мир среднерусской природы.
Её живописная манера отличается лаконизмом, стремлением раскрыть красоту житейского, будничного. Творчество художника пронизано любовью к родной земле, к простому человеку-труженику. Художника привлекает человек, не утративший связей с природой, не потерявший способности взглянуть на вещи искренне и безыскусно. Наверное, поэтому с такой любовью живописец изображает детей: они воплощают телесную и душевную чистоту, пытливый и добрый интерес к миру. Свет и сердечное тепло, которое источают эти работы, пробуждают у зрителя стремление вернуться в солнечный, гармоничный, волшебный мир детства.
Вся жизнь Ирины Владимировны есть осуществление заветной мечты детства, и уже потому она – человек счастливой судьбы. Рыбакова родилась на тверской земле, недалеко от знаменитой Академической дачи – настоящей «мекке» русского реалистического искусства. Живописные тверские луга, леса и озёра, неописуемо красивая река Мста даже не побуждают задаться вопросом, почему художники облюбовали именно это место. Когда-то здесь проходили летнюю практику студенты Императорской Академии художеств. В конце 1940-х Академическая дача была передана в ведение Академии художеств СССР и стала творческой площадкой для советских мастеров пейзажной и пейзажно-жанровой живописи. В 1970 – 1980 гг. здесь появились современные мастерские и вспомогательные помещения, и Академическая дача (с 1964 г. носит имя И. Е. Репина) превратилась в круглогодичный центр изобразительного искусства.
Первое и главное впечатление детства Ирины – художник, работающий на пленэре. Девочка часами могла смотреть на то, как молчаливые и странные люди в заляпанных краской беретах священнодействуют у холстов – и на холстах оживают картины родной природы. Алексей и Сергей Ткачевы, Николай Новиков, Анатолий Левитин, Валентин Сидоров, Алексей Грицай, Юрий Кугач – каждое имя художников, работающих тут, – ярчайшая страница в истории отечественного изобразительного искусства. Деревенских девчонок и мальчишек известные мастера нередко приглашали в качестве натурщиков. Братья Ткачевы пригласили маленькую Иру позировать для картины «Хлеб республики». Вот она, эта хрупкая босоногая девочка в платке, которая высоко задрав голову, смотрит, как красноармеец широко надрезает краюху чёрного хлеба. «Было мне тогда семь лет. Дебют, что и говорить, получился нервным. Все ребята пошли горох собирать, мне тоже хочется. А я стою с запрокинутой головой, как ошалевшая. Шея затекла. Но ничего – терплю! Пересилила себя, осталась. На десять лет. Каждое лето кто-то из художников приглашал меня “на натуру”…». Тогда, в пору первого прикосновения к тайнам творчества, девочка-дошкольница не могла понимать, с какими большими мастерами свела её судьба, но пытливый взгляд ребёнка схватывал главное: искусство – это и чудодейство, и труд.
«Художники казались мне волшебниками, и я сама хотела в этом волшебстве оказаться. Мы находили в траве брошенные тюбики из-под краски, пытались что-то изобразить. Вот только беда: в нашей семье художников не было. Никто со мной не занимался. Пришлось встать на путь самообразования: я выпрашивала у родителей альбомы, краски и с головой погружалась в любимое дело. А было мне пять лет. Несмыслёныш! Но, видимо, уже тогда я поняла: я не могу не стать художником!» – отмечает автор выставки. Однажды на маленькую деятельницу, которая сама ставила себе натюрморты и пыталась их писать, обратила внимание Лия Александровна Острова (1914 – 2009), дом которой находился неподалёку. Сложившийся мастер и известный в ту пору художник – она решила взять на себя творческое шефство над девочкой. Ещё один творческий наставник юной художницы – Петр Иванович Страхов (1921 – 2004).
Полгода Ирина Рыбакова находилась на Академической даче, полгода – училась в школе в Костроме и окончила её с золотой медалью. Затем поступила на художественно-графический факультет Костромского государственного педагогического института им. Н. А. Некрасова. После окончания вуза Ирина Рыбакова недолгое время работала во Всероссийском художественно-научном реставрационном центре имени И. Грабаря, училась мастерству реставратора масляной живописи у известного художника Льва Богомолова. Но своими главными художественными университетами Ирина Владимировна называет Академическую дачу. Она-то и стала для художника подлинной Академией, точкой пересечения творческих исканий и маршрутов. Здесь Ирина Владимировна обрела своих лучших учителей.
Первым руководителем творческого потока, где она занималась, был Михаил Абакумов (1948 – 2010), выдающийся русский пейзажист. Потом были потоки под руководством академика Анатолия Левитина (р. 1922). Он и Николай Соломин в 1991 г. дали Ирине Рыбаковой рекомендации для вступления в Союз художников России. Хорошей школой для художников Академички были суждения и оценки Юрия Кугача (1917 – 2013): его критических комментариев и боялись, и ждали. Как-то Юрий Петрович подошёл к стоящей за этюдником Рыбаковой, придирчиво осмотрел работу и сказал: «Маленькая, а пишет, как мужик!». Главная в жизни Ирины Владимировны встреча произошла тоже на Академической даче. Однажды сюда приехал для прохождения академической стажировки ученик Гелия Коржева художник Николай Владимирович Колупаев. В 1988 году Рыбакова и Колупаев поженились. Именно своего супруга она называет главным своим наставником в изобразительном искусстве: «Иметь возможность видеть, как работает Николай, учиться у него, слушать его советы – для художника большое счастье. И школа серьёзная, прочная…»
Сегодня Ирина Рыбакова – широко известный мастер пейзажа и жанровой живописи. Наиболее близок ей мир русской деревни, образ простого сельского труженика. Живописные работы автора пронизаны любовью к русской природе, к «малой Родине», к истокам русского характера и культуры. Любимые времена года художника Рыбаковой – ранняя весна и поздняя осень. В эти дни мир становится прозрачным и безыскусным. Её работы нашли широкое признание коллег, специалистов нашей страны и за рубежом. И. В. Рыбакова ведёт педагогическую деятельность и активно пропагандирует современную реалистическую школу живописи. Имеет многочисленные награды, дипломы, премии и поощрения различных организаций, фондов, творческих союзов, министерств и ведомств.
Текст составлен на основе статьи Алексея Зябликова.
- Быт российских глубинок глазами художников второй половины ХХ века
- Выставка «Революция и искусство: к 100-летию событий Октября 1917 года»
- Юбилейная выставка художницы Тамары Рыбаковой открыта в Вологде
- Театральный фестиваль им. Рыбакова открыли артисты Малого театра
- Спектаклем «Лицо» с А. Калягиным в главной роли открылся фестиваль в Тамбове