Выставочный проект «СЛОВА и ВЕЩИ» читать ~3 мин.
с 9 Октября
по 24 НоябряГалерея искусств Зураба Церетели
ул. Пречистенка, 19
Москва
В Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств открывается групповая выставка «СЛОВА и ВЕЩИ», исследующая условия труда женщин-художников и проблематику социального взаимодействия в сфере искусства.
«СЛОВА и ВЕЩИ» – это выставка, предлагающая начать сложный и во многом очень противоречивый разговор о месте и статусе женщин разных поколений, чья профессиональная деятельность и биография тем или иным образом связанны с Российской академией художеств.
Современная Академия художеств унаследовала основные принципы социальной политики трудовых отношений, сложившиеся в поздний период истории СССР. Эти принципы предлагают художникам конкурентные условия, которые, на первый взгляд, не зависят от гендерного различия. Однако в широком смысле политика труда является, в большинстве случаев, мужской прерогативой – как и все, что имеет отношение к укреплению власти. Номинально, в существенно измененном виде такая идеологическая схема до сих пор встроена в организацию профессиональной занятости и публичную сферу академического сообщества.
Выставка состоит из трёх, тесно связанных друг с другом частей. Основу экспозиции составляют около ста произведений – живопись, графика, скульптура, объекты и инсталляции, созданные восемью участницами проекта. Лика Церетели, Нина Любавина, Елена Суровцева, Нонна Горюнова, Дарья Коновалова-Инфанте, Наталья Ситникова, Мария Александрова, Наталья Баранова представляют разные поколения художников и работают в разных направлениях. Их произведения едва ли можно представить в единой тематической экспозиции, однако творческая биография участниц тем или иным образом связана с профессиональным академическим образованием и жизнью художественного сообщества.
Работы, представленные на выставке, будут сопровождаться выдержками из интервью, которые были записаны участниками проекта на этапе подготовки и формирования экспозиции. Эти интервью проясняют мнения участниц по вопросам труда в области искусства и статуса женщины-художника. Таким образом, пространство выставки выступает своего рода публичным местом для высказывания, где вещи – произведения, созданные женщинами – опосредуются словами – прямой речью авторов, их личной памятью и историей, частными художественными стратегиями и перспективой общественного преобразования.
Третий элемент, дополняющий экспозицию, представляет собой компьютерную инсталляцию «Интервью: переоснащение» – видео-хроникой работы программы «TextAnalyst», анализирующей полные, живые расшифровки интервью с авторами работ.
«Программа производит семантический анализ текста, автоматически выявляя структуру в виде сети иерархии тем и подтем. Кроме того, программа осуществляет смысловой поиск с учетом скрытых связей по ключевым словам запроса. TextAnalyst выполняет операции на базе языка объектно-ориентированного программирования (ООП), то есть, формирует в коде объекты, своего рода, экземпляры, выступающие цифровыми аналогами реального прототипа. ООП трансформирует формат живого текста и позволяет в новых конфигурациях использовать его в качестве эмпирического факта языка, который, возможно, что-то изменит!» – рассказывает один из кураторов проекта А. Саленков.
При помощи высказываний участниц и экспозиции, где слова и произведения находятся в конкретных и изменчивых ситуациях соприсутствия, возникает возможность среды, запутанной между материальностью искусства и дискурсивными свойствами языка. Предполагается, что выставка станет точкой отсчета и в дальнейшем послужит началом масштабного проекта, подробно и критически разбирающего темы и проблематику женского труда в искусстве.
Художники-участники выставки: Мария Александрова, Наталья Баранова, Нонна Горюнова, Дарья Коновалова-Инфанте, Нина Любавина, Наталия Ситникова, Елена Суровцева, Лика Церетели.
Автор идеи: Любовь Евдокимова.
Проектная группа: Мария Беликова, Елена Клембо, Анастасия Кузьмина, Александр Саленков, Владимир Ходанов, Анастасия Шевчук.
- Тонкие граждане в ММОМА на Гоголевском
- «Секунды. Минуты. Часы. Дни»
- «Гонка после технологии: инструменты аболиционистов для нового кода Джима» Руха Бенджамина, краткое содержание