XIV Международный фестиваль балета DANCE OPEN: искусство в чистом виде читать ~10 мин.
Уже стало традицией, что каждую весну Петербург и его гостей ждет одно из самых значимых и зрелищных событий международного балетного календаря –фестиваль DANCE OPEN. В этом году он пройдёт с 2l по 27 апреля.
Масштаб, авторитет и имя фестивалю вот уже более десятилетия создают и поддерживают самые яркие солисты мировой балетной сцены, крупнейшие хореографические бренды и знаменитые хореографы – как легендарные хранители классики, так и эпатажные апологеты авангарда. Этот год не станет исключением.
Программа мероприятий
21 апреля. «Back to Bach»
Dutch National Ballet (Амстердам, Нидерланды)
Место проведения: Александринский театр
Адрес: пл. Островского, д.6 (м. «Гостиный двор»)
Начало в 19.00
Хореографический коллаж «Back to Bach» – это эксклюзивная гастрольная версия недавней премьеры труппы, перекроенная специально для визита в Петербург. Если в оригинале она представляет собой четыре постановки, по-разному варьирующие музыкальные темы Баха, то в новой версии на сцене Александринки будут показаны пять миниатюр, ассоциативно «вытекающих» из Баха и по-своему осмысляющих его музыкальную философию.
Пять зарисовок, созданных очень разными современными хореографами на музыку очень разных композиторов – это размышление о возвращении к истокам. О том, как высокое искусство помогает найти общий знаменатель человечности и доброты. В этом и заключается, пожалуй, необъяснимая магия удивительной голландской труппы – повествуя об отличиях и противоречиях, они парадоксальным образом умеют порождать в душе зрителя гармонию.
Dutch National Ballet (Het Nationale Ballet, Национальный балет Нидерландов) был создан в 1961 году в результате слияния двух трупп. В разные годы балет возглавляли Соня Гаскелл, Руди ван Данциг и Уэйн Иглинг, а с 2003 года коллективом руководит Тед Брандсен. Сегодня Dutch National Ballet занимает лидирующую позицию в театральной культуре не только Нидерландов, но и мира.
Статус одной из самых уважаемых балетных трупп планеты в немалой степени обуславливается постоянным сотрудничеством с выдающимися хореографами XX века и современности – Хансом ван Маненом, Уильямом Форсайтом, Каролин Карлсон, Фредериком Эштоном, Кристофером Уилдоном, Алексеем Ратманским и другими.
Труппа гордится своей интернациональностью: она включает около 80-ти танцовщиков, представляющих более 30-ти стран. Большинство артистов Dutch National одновременно являются приглашенными солистами престижных балетных трупп мира.
Хореографы программы «Back to Bach»:
Ханс ван Манен;
Тед Брандсен;
Кристофер Уилдон;
Марко Гёке;
Кшиштоф Пастор.
24, 25 апреля. «Укрощение строптивой»
Большой театр России
Место проведения: Александринский театр
Адрес: пл. Островского, д.6 (м. «Гостиный двор»)
Начало в 19.00
По пьесе Уильяма Шекспира
На музыку Дмитрия Шостаковича
Хореография Жана-Кристофа Майо
Вместо того чтобы превращать «Укрощение строптивой» в практическое руководство по домострою — как усмирить непокорную жену — спектакль рассказывает о встрече двух невероятно сильных личностей, каждая из которых, в итоге, узнает в другом себя. Причина их неуправляемого, идущего в разрез с социальными нормами поведения — в одиночестве, на которое они обречены среди обывателей. Это два альбатроса среди стайки воробьев. Здесь речь идет именно о любви за гранью общепринятых норм.
Этот спектакль можно назвать принципиально новой страницей творчества знаменитого хореографа Жана-Кристофа Майо: многие годы он ставил исключительно для своей труппы, изредка повторяя на других сценах уже созданное. «Укрощение строптивой» поставлено эксклюзивно для Большого театра и «скроено» с учетом особенности именно его балерин и танцовщиков.
DANCE OPEN первым вывозит этот хит балетного сезона с его родной сцены
Жан Кристоф-Майо о своем спектакле:
«Я думаю, у каждого есть своя половина, каким бы неприятным ни казался человек. Есть две вещи, о которых я не сужу никогда: интерьер, в котором живут люди и отношения внутри пары. Тайна сия велика есть. Ее нельзя объяснить».
«Катарина и Петруччо вовсе не такие сложные, как кажется. Они становятся сложными, когда на них сваливается любовь. Это та любовь, о которой мы мечтаем в глубине души, но которая всех пугает, потому что она опасна».
«Мне нужна была музыка, которая способна показать, что принимать правила игры, чтобы выжить, не означает идти на компромисс. Сила Шостаковича – в его разнообразии: от крайне трагического до абсолютно поэтического, гротескного или даже почти “кабаретного”».
Труппа Большого театра России – не только легенда, крупнейший бренд мирового балета и один из старейших хореографических коллективов планеты, но и признанный символ России. Новейшая история балета Большого знает уже немало сочинений, созданных специально по его заказу: «Misericordes» (Арво Пярт/Кристофер Уилдон), «Утраченные иллюзии» (Леонид Десятников/Алексей Ратманский), танцпьеса «А дальше — тысячелетие покоя» (Лоран Гарнье/Анжелен Прельжокаж), а теперь и «Укрощение строптивой» Жана-Кристофа Майо.
Жан-Кристоф Майо, «ни классик, ни авангардист, и даже не что-то среднее», сочетает танец с драматическим театром, заставляет его балансировать на канате под куполом цирка, переплавляться в визуальное искусство, подпитываться музыкой и исследовать разные формы литературы… Его творчество – это искусство в самом широком смысле слова. За 30 лет Майо создал более 60 работ, от крупных повествовательных балетов до небольших постановок – все они, причудливо переплетаясь и отсылая друг к другу ассоциациями и намеками, составляют вместе большой кусок истории балета нашего времени.
25 апреля. «Обратный отсчет»
Венский государственный балет (Вена, Австрия)
Место проведения: Основная сцена БДТ им. Г.А. Товстоногова
Адрес: Набережная реки Фонтанки, д.65 (м. «Гостиный двор», «Владимирская», «Достоевская»)
Начало в 19.00
Три молодых современных хореографа, уже познавших мировую славу – Хелен Пикетт, Патрик де Бана и Наталия Хоречна – предлагают три разных взгляда на современный танец. Три разных точки зрения, три разных сюжета, три разных почерка – но единое стремление исследовать выразительные возможности балета, умение использовать лучшее из накопленного и постоянно идти вперед.
«Сумерки» (Eventide)
Хореография: Хелен Пикетт
Музыка: Ануар Брахем, Ян Гарбарек, Филип Гласс, Шокат Хуссейн, Рави Шанкар
«Балет изумительной красоты во всем – в хореографии, костюмах, музыке и сценографии» // Danser a Paris
«Для опытного глаза балет «Сумерки» буквально наполнен маленькими неожиданными подарками» // New York Times
Хелен Пикетт более десяти лет танцевала во Франкфуртском балете Уильяма Форсайта и прониклась его философией танца настолько, что ныне преподает «технологию импровизацию Форсайта» по всей Европе и в США. Начала ставить с 2005 года. Международная критика отмечает не только стремление Пикетт развивать язык хореографии, но и удивительный «повествовательный дар», что особенно помогает ей при постановке больших эпических балетов.
«Игры ветра» (Windspiele)
Хореография: Патрик де Бана
Музыка: Петр Чайковский
«Хореограф Патрик де Бана, вооружившись музыкой Чайковского, приглашает зрителей изучить слои пространства. Взаимодействие этих слоев похоже на перезвон серебряных палочек «музыки ветра»: подобно тому, как палочки принимают в себя энергию и превращают её в звук, артисты принимают творческую энергию де Бана и превращают её в эмоцию зрителя» // ViennaOpera
Патрик де Бана – экс-премьер трупп Мориса Бежара и Начо Дуато, блистательный исполнитель работ Иржи Килиана, Уильяма Форсайта, Матса Эка и Охада Нахарина. Он увлекался португальским стилем фаду, реализовал международный проект вместе со знаменитым иранским композитором традиционной музыки Кайханом Калхором и активно сотрудничал с Шанхайским балетом. Переосмысление огромного личного танцевального опыта позволило ему сформировать собственный узнаваемый хореографический почерк. Коренной уроженец Гамбурга, де Бана всерьез интересуется философией суфизма и особенно ритуалами ордена Мевлеви, практикующими танцы с целью достижения единства с Богом.
«Обратный отсчет» (Contra Clockwise Witness)
Хореография: Наталия Хоречна
Музыка: Джордж Крам, Макс Рихтер и другие
«Работа Хоречны глубока и демонстрирует весь потенциал танца. Все, что понял про балет Григорович и что использовал Ноймаер, теперь живет в её творчестве» // La Vie Vennoise
Наталия Хоречна, экс-балерина NDT (Театра танца Нидерландов), с самых первых самостоятельных опытов заставила говорить о себе как самобытном и одаренном балетмейстере. Критики сразу стали называть её «изумительной восходящей звездой хореографии», особенно выделяя её умение ставить именно спектакль как цельное произведение, искусно переплавляя сюжет, сценографию и собственно пластически-экспрессивный рисунок танца. Начав карьеру постановщика в 2012 году, она уже неоднократно получала международные премии в номинации «лучший хореограф».
26 апреля. Гала юных звезд DANCE OPEN
Место проведения: Театр «На Литейном»
Адрес: Литейный пр., д. 51 (м. «Маяковская», «Чернышевская»)
Начало в 19.00
27 апреля. Гала DANCE OPEN
Звезды мирового балета
Место проведения: Александринский театр
Адрес: пл. Островского, д.6 (м. «Гостиный двор»)
Начало в 19.00
Несмотря на насыщенность программы XIV сезона, эпицентром бурного водоворота фестивальной жизни, в который неизменно притягивается все самое лучшее и самое интересное из мира хореографии, был и остается Гала DANCE OPEN.
Ежегодное «хореографическое пиршество» состоится на овеянной легендами сцене Александринского театра, нашего давнего друга и партнера, который вновь станет гостеприимным домом и дополнительным источником вдохновения для участников звездного Гала. Верим, что прославленные стены Александринки им помогут.
Само место вызывает ассоциации с классической литературой… Несмотря на режим жесткой экономии, Гала 2015 мы постарались сделать «энциклопедией» балета, прежде всего – энциклопедией стилей и направлений. Не раскрывая секретов, обозначим лишь крайние точки спектра: от испытанной временем хореографии Бурнонвиля и Петипа через классиков XX века до ультрасовременного авангарда и стиля с говорящим названием «свободное выражение», воплощенного на сцене аргентинскими братьями-близнецами.
Кредо Гала остается прежним: представить публике квинтэссенцию нашего любимого жанра, причем только в «звездном» исполнении. На сцену выйдут те, кого публика уже успела полюбить по прошлым сезонам. Среди них – обладатель Приза зрительских симпатий DANCE OPEN Йоэль Кареньо, обаятельный Даниил Симкин и элегантный дуэт из Великобритании Мелисса Хэмилтон и Эрик Андервуд.
Как всегда, будет и немало открытий. Впервые приедут в Петербург очаровательная прима Ковент Гарден Сара Лэмб, стремительно ворвавшийся на балетный Олимп Вадим Мунтагиров, искрометная американка Изабелла Бойлстон и названный критиками «кубинской сенсацией» Осиэль Гунео, изящная Жэм Кренделл и галантный Албан Лендорф, представляющие Датский королевский балет… Впервые на DANCE OPEN выступят солисты San Francisco Ballet, исторически первой балетной труппы США.
23 – 27 апреля. Мастер-классы для студентов балетных школ мира
Место проведения: Театр Балета им. Л. Якобсона
Адрес: ул. Маяковского, д. 15 (м. «Площадь Восстания», «Маяковская»)
Время: 09.30 – 11.00, ежедневно
С 23 по 27 апреля в Санкт-Петербургском государственном академическом театре балета им. Л. Якобсона пройдёт серия традиционных мастер-классов DANCE OPEN с участием педагогов и звезд Мариинского театра и Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. Уникальная образовательная программа ежегодно открывает новые возможности для десятков студентов хореографических школ из разных стран мира.
Сбор заявок продолжится до 1 апреля 2015 года. К участию приглашают студенты от 7 до 25 лет из России и зарубежных стран. Занятия проходят на трех уровнях: начальном, среднем и продвинутом.
Участники мастер-классов получат уникальную возможность выступить в Гала юных звезд DANCE OPEN, который ежегодно проходит на одной из профессиональных театральных сцен Петербурга. В этом году Гала юных вновь примет Театр «На Литейном».
Проект состоится при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга и Министерства культуры Российской Федерации.
- «В поисках рыбы» Антуана Квентона Фишера, краткое содержание
- «Владимир Мигачев. Холодный фронт»
- Рисунки пастелью: История, Типы
- Рисунки мелом: виды, история
- Король оступился — да здравствует король! Лучший писатель не останется без награды
- Неизвестный автопортрет Люсьена Фрейда передан государству в счет уплаты налога на наследство
- Удивительный мир портретов Жана-Этьена Лиотара
- Подведены итоги 37-го ММКФ