Художественный проект CONTRA-ПО́СТ читать ~3 мин.
с 13 по 22 Мая
Выставочный зал Изобразительных искусств ТСХР «Лаврушинский, 15»
Лаврушинский пер. 15
Москва
КОНТРАПО́СТ (итал. contrapposto — «противоположный», от лат. contra — «против» и postis — «столб, устой») — один из приемов формообразования, заключающийся в контрастном расположении масс, объёмов, уравновешенных относительно оси симметрии, что создает ощущение динамического равновесия. Контрапост, изобретенный Поликлетом, применяется в скульптуре с периода ранней классики, переживая периоды забвения и всплеска интереса в разные эпохи, развиваясь и наполняясь новыми смыслами, перетекая из скульптуры в другие виды искусства. Контрапост является одним из основных приемов, которые должен освоить художник в рамках системы академического образования.
Цель проекта – актуализировать понятие контрапоста, побудив участников по-новому осмыслить этот традиционный профессиональный художественный прием, расширив область его применения, перенося противопоставление контрастов из объёмно-пространственных отношений в графическую плоскость, в технические приемы, в смысловое наполнение…
В проекте участвуют 11 художников из Татарстана, которые представляют разные возрастные и региональные группы: среднее и молодое поколение художников, столицу республики – Казань и крупный региональный центр – Набережные Челны. Каждый из художников, оставаясь в комфортной для себя области личных художественных пристрастий, выявил в контрапосте близкий именно ему смысл, свои дуальные группы контрастных противопоставлений и своё решение в поиске их динамического равновесия. Куратор проекта и наставник молодых художников Александр Артамонов, со свойственной ему назидательностью соединяет дидактику исторических артефактов с игрой форм, ритмов и фактур, вовлекая зрителя в драматургию плоскостно-пространственных построений, следующих конструктивной схеме классического контрапоста. Вера Карасева исследует контрапост на уровне чистой формы и в поисках равновесия разлагает пластическое движение на конструктивные составные элементы. Ирина Антонова перелагает контрапост на ментальный уровень, противопоставляя земное и небесное, стремясь представить эту вечную дуалистичность в её динамическом развитии. Владислав Баранов прилагает контрапост к каллиграфии, арабской и кириллической, исследуя процессы взаимодействия гармонии и хаоса. Через противопоставление разнонаправленного движения, взаимопроникновение и противостояние черного и белого он исследует природу Добра и Зла, непрерывная борьба и компромисс между которыми составляют суть Бытия.
Молодые авторы при помощи приема контрапоста рассматривают такие разнообразные явления, как муки творчества (Айгуль Мунирова), круговорот жизни и смерти (Рушания Шайхутдинова), противоречия урбанизма (Регина Иксанова), величие Природы (Регина Маврина), находят оригинальное прочтение «античного контрапоста» в применении к человеческой фигуре, обращаясь к приемам коллажного мышления (Екатерина Ренкова-Семина).
Все произведения выполнены в разнообразных графических техниках как оригинальных (тушь, перо, кисть), так и печатных – линогравюра, коллаграфия, офорт, сухая игла, шелкография, а также всевозможных их комбинаций, стремясь найти в их необычных сочетаниях новые выразительные возможности.
Для куратора выставки большой интерес представляет то, как европейские художники воспринимают античную традицию, которая царствовала в европейском искусстве столетиями, а сегодня активно вытесняется и из художественного сознания, и из образовательного процесса. Поэтому к участию в выставке были приглашены европейские художники – Роберто Джанинетти, Данило Ферреро, Кьяра Джорджетти из Италии, Вальтер Риндон из Польши. И если в работах поляка Риндона античная традиция присутствует в качестве цитаты, как некий камертон произведения, то в работах итальянских графиков контрапост присутствует лишь как формальный прием, понимаемый очень широко и дающий интересные результаты, относящиеся скорее к области графического дизайна.
После Москвы выставка будет показана в Казани, Набережных Челнах, Саратове и Верчелли (Италия).
Организаторы: Творческий союз художников России, Поволжское отделение РАХ, Экспериментальные творческие мастерские (графическая лаборатория).
Куратор: Александр Артамонов (Казань), почётный член РАХ, заслуженный деятель искусств РТ.
- Игорь Дрёмин: Выставка творческого содружества «Казанский Посад»
- Игорь Дрёмин: Максим Киреев. ЧБ. Избранное
- Игорь Дрёмин: Марина Лейзгольд «LOOK AROUND»
- Персональная выставка фотохудожника Валентина Николаевича Сидякина «Акварели Эмпирея»
- Марианна Корнилова: Инсайт. Внутренний свет внезапного озарения Леонида Феодора.
- Фотовыставка учеников «Творческой фотомастерской Марианны Корниловой» при ТСХР ПО РАХ «Лаврушинский 15». «Сказки Ганса Христиана Андерсена»
- Игорь Дрёмин: Рождество на Лаврушинском 15
- Выставка «Из пункта А в пункт Б» казанского художника-графика Александра Артамонова