Я знаю их…Выставка памяти фотографа Игоря Гневашева читать ~3 мин.
с 1 Февраля
по 5 МартаЦентр фотографии имени братьев Люмьер
Болотная набережная, 3, стр. 1
Москва
С 1 февраля в Белом зале Центра фотографии имени братьев Люмьер пройдёт выставка, посвященная памяти Игоря Ивановича Гневашева. Лауреат премии «Золотой глаз России», мастер, чье имя занесено в мировую энциклопедию «Современный фотограф», Гневашев пришел в фотожурналистику в оттепельную пору. Даже для того времени, когда Игорь Гневашев начинал снимать – а это 1964 год – в его фотографиях было, пожалуй, слишком много правды, чем могли «переварить» издания, для которых он тогда работал. Ни «Советский Союз», ни «Огонек», ни «Комсомолка» не были готовы к «непричесанным» героям Гневашева. И вот тогда кто-то из друзей привел Гневашева в кино. Почти двадцать лет он работал для журналов «Советский экран» и «Советский фильм». Режиссерами фильмов, на съёмках которых он работал, были Бондарчук, Тарковский, Рязанов, Шукшин, Михалков, Гайдай, Соловьев и многие другие мастера отечественного кинематографа. Большая часть его творчества – это жизнь отечественного кинематографа, насыщенная «эмоциями и интонациями». Его фотографии со съемок фильмов становились визитной карточкой будущих шедевров.
Иногда, как на съёмках фильма «Иван Васильевич меняет профессию», кадр фотографа предвосхищал находку режиссёра. Многие помнят, как в картине грозный царь Иван, волей сценаристов перемещенный в советские 1970-е, сидит на тахте, вертя в руках кассетный магнитофон – вещицу необыкновенную и желанную по тем временам не только для персонажей, недавно прибывших из XVI века. Меж тем эпизод этот появился в фильме почти случайно. Артист Юрий Яковлев в царском гриме отдыхал между эпизодами съемок, слушая кассетник. Фотограф Игорь Гневашев не удержался – снял этот момент. Режиссер Леонид Гайдай, обожавший импровизации, появился как раз вовремя, чтобы объявить: «Вот это мы и закрепим!» Сегодня эта работа уже на обложке книги «Иконы 1960-1980», а имя автора входит в Антологию российской фотографии ХХ века.
Его многолетняя работа в кино получила международное признание и особо была отмечена премией профессиональной гильдии фотографов и Союза журналистов «Золотой глаз России» – за фотолетопись российского кино и вклад в неореализм на благо России.
Ролан Быков назвал мастерство Игоря Гневашева «мастерством простоты».
Репортаж, особенно настоящий, без инсценировки – трудный, но любимый жанр Игоря Гневашева. Больше всего его снимки похожи на кинокадры. Среди работ, вошедших в золотой фонд отечественной фотографии – и знаменитые снимки «Отец и сын» (1960), где малыш обхватил ногу отца, как самую надежную опору, и «Первенец» (1963), на котором отец, прижав к себе сверток с новорожденным, шагает по проселочной дороге, оставив далеко позади оживленных женщин.
Фотографии Игоря Гневашева – это сама жизнь, как она есть: без лакировки, приукрашивания и эпатажного любования – та самая фотография, которая всегда остается в истории фотоискусства.
А.Тарковский на съемках фильма Зеркало
Игорь Гневашев. В.Шукшин на съмках фильма Калина Красная. 1973