ЯНА СМЕТАНИНА «Взмах руки» читать ~3 мин.
с 15 Июня
по 15 ИюляГалерея «Файн Арт» (старый адрес)
ул. Б.Садовая д.3, корп. 10
Москва
«Взмах руки» – дебютный проект Яны Сметаниной в Галерее «Файн Арт». Работая в основном с фотографией, видео, графикой, инсталляцией для данного проекта она выбрала классическую технику – холст/масло и представила 9 картин. Почему? Яна говорит: «Мне кажется, искусство должно вызывать эмоции. Эмоции заставляют думать. В наш век техники, все ускоряющегося времени, мне близко ощущение человеческого, теплого, чувственного. Компьютерные тексты и общение по icq лишают слова пусть не главного – главное смысл, но очень важного: интонации». Яна известна многими своими проектами, посвященными болевым точкам в обществе. Данный проект она замыслила как романтический. Однако, рассматривая представленные работы, мы ощущаем в каждой из них множество смыслов и интонаций помимо романтизма.
На каждом полотне Сметаниной мы видим жест персонажей – взмах рукой. «О, взмах руки, —/ участья дуновение!/ О, взмах руки, -/ ничем ты не растлим!» – восторженно пишет Е. Евтушенко. О выбранном ею жесте, как основном действии героев, Яна сообщает: «Взмах руки, как прощание или приветствие, наверное, это один из первых жестов, которым учат в детстве. «Петя, помаши дяде ручкой, – пока дядя». И малыш поднимает руку над головой». Впрочем Яна тут же продолжает: «Атрофированная попытка схватить, держать и не отпускать ускользающий объект прощания». Да этот жест многозначен, он может быть межличностным невербальным способом выражения чувств, но также быть атрибутом профессиональной принадлежности, например, у военных, у Гитлера и его фашистов, отец народов Сталин махал рукой демонстрантам. То ли объятие, то ли распятие! На одной из картин счастливое семейство машет нам руками, уходя в лес, но не расслабляйтесь в умилении предупреждает художник в названии работы – «После демонстрации шли гулять в лес, жгли костры и возможно превращались в маньяков». «Пионерка Зоя» в красном галстуке и коротенькой детской юбочке вскинула руку, а на не молодом лице тонкие губы плотно сжаты.
Все работы Яны Сметаниной несут в себе символизм, знаковость советской эпохи. «Я вязну в советском прошлом, потому, наверное, что мое детство пришлось на его закат, оставивший очень яркие воспоминания, такие, какие могут быть только в детстве» – сообщает художник. Но это не ностальгический проект о детстве, которое живет в нас до конца дней. На полотнах Сметаниной мы видим конкретных знаковых героев советской эпохи, например, – Гагарина («Наша великая гордость»), Цоя («Перемен требовали наши сердца»), Высоцкого («Мой первый любимый мужчина уже женат на другой»), а также их – безымянных тружеников в касках («У нас есть нефть»), отряд пионеров («Отряд, вольно»). Постсоветские культура и общество переполнены ностальгией и мифотвочеством о советском прошлом. При этом наблюдаются как официальная ностальгия, насаждаемая в основном через ящик, так и низовая, личностная. Поди как хорошо было без митингов, оппозиций, когда весь советский народ, как один человек, с чувством глубокого возмущения осуждал… или глубокого воодушевления встречал…Немолодые тоскуют по молодости и сочиняют сказки своим внукам. Яна лишь кусочком детства ухватила ту эпоху, но успела почувствовать «в своем детстве ощущение тотальной великой лжи». Потому столь многослойны по смыслу её работы. Язык визуализации соответствует высказываемому художником. Изображения рождают аллюзии с плакатом советского времени, с книжными иллюстрациями концептуалистов-шестидесятников. Это очень тонкая стилизация ушедшего времени.