Юбилейная выставка живописи и графики Бориса Мессерера «Темы и вариации» читать ~3 мин.
с 22 Марта
по 9 АпреляРоссийская академия художеств
Пречистенка, 21
Москва
Российская академия художеств представляет юбилейный выставочный проект выдающегося мастера изобразительного искусства, патриарха отечественной сценографии, Народного художника РФ и академика РАХ Бориса Асафовича Мессерера «Темы и вариации». В состав ретроспективной экспозиции вошло около 100 живописных и графических произведений автора, среди которых портреты, пейзажи и натюрморты, ранее не представленные широкой публике.
Борис Мессерер, именитый обладатель титулов и званий, на выставках каждый раз предстаёт в неожиданных образах. Сегодня мы имеем возможность всмотреться в мир живописи художника, многие десятилетия отдающего себя театру, сложному делу сценографии, которое порой заставляло надолго отказываться от собственного творчества.
![Б.А.Месссерер. Балерина с гладильной доской и керосиновой лампой. Из цикла «Балерины». Холст, масло, 160х200. 1972-1974. Б.А.Месссерер. Балерина с гладильной доской и керосиновой лампой. Из цикла «Балерины». Холст, масло, 160х200. 1972-1974.](https://cdn.gallerix.asia/x/src/news/2023/Mar/991750.jpg)
Строгий, предельно жёсткий отбор произведений, сделанный автором для очередной выставки, позволяет понять непростой характер взаимодействия разных видов и жанров изобразительного искусства, его нерушимые законы. Живопись Мессерера, рождённая его привязанностью к пространству и многоголосию сцены, создана в мастерской и диктует свои правила экспонирования. Важно отметить, что большой формат, необходимый для решения сценических задач, в обычных залах лишь подчёркивает собственные достоинства, – присущая этим холстам мощная энергетика сохраняется, хотя и имеет тенденцию к изменению акцентов.
Длительное время Борис Асафович работал в музыкальном театре, прежде всего, в Большом. Естественное погружение художника в особый мир образного звучания, понимание замысла композитора, умение слушать дирижёра, – все эти необходимые качества, присущие настоящему профессионалу театра, получили развитие в его творчестве. И отразились в живописной структуре станковых произведений, так или иначе связанных с театральными впечатлениями. Речь идёт не только о сюжетах, воспринятых в закулисье или в репетиционных залах.
Мессерера больше интересовала не воздушность и трепетность классического танца, а отточенность и завершённость позы, жеста, то есть ритмический рисунок сценического образа. Так возникли композиции, построенные на сопоставлении различных состояний балерины – расслабленности, покоя, внутренней собранности и одновременно готовности к динамике, к стремительному движению.
Борис Мессерер известен своими сложносочинёнными натюрмортами. Его знаменитые граммофоны стали героями многих произведений. Столь же выразительны интерьеры с изображением кресел и стульев, обладающих изогнутыми формами. К числу излюбленных предметов принадлежат удлинённые бутылки прозрачного стекла, сквозь которые можно видеть фрагменты фона, а также необычные металлические детали, наложенные друг на друга или совмещённые с иными фактурами – бумагой, тканью и прочими.
Подобное соединение противоположностей также напоминает о театральной природе мышления художника. В беспредметных натюрмортах, плотно скомпонованных в листах небывало большого формата, какого не знают обычные офорты, драматические коллизии прослеживаются с особой отчетливостью.
Выставка живописи Бориса Мессерера даёт возможность представить хотя бы пунктирно путь художника. Впервые экспонируется его ранняя живопись. В далёкие 1960-е годы возникли натюрморты с кувшинами, с 1970-х ведут начало балетные серии и натюрморты с граммофонами, в 2015-2018 были созданы натюрморты с балясинами. В этом временном отрезке находятся многочисленные беспредметные композиции, офорты и, конечно, акварели.
Художественное мышление Мессерера позволяет ему одинаково свободно обращаться со всей системой пространственных искусств. Театр, живопись, станковая и книжная графика, объёмная пластика и инсталляция — таков перечень интересов автора и сфер приложения сил на протяжении всей его активной творческой жизни. В ранние годы своей деятельности он нередко обращался к занятиям книжной иллюстрацией, что тоже нашло отражение на юбилейной выставке в Российской академии художеств.
Масштаб сделанного вызывает неподдельное восхищение творческой энергией мастера и благодарность за возможность прикоснуться к миру, им созданному. Этот мир по-прежнему обогащает и радует нас, его современников и зрителей.
Материал подготовлен на основе статьи Натальи Козыревой.
- Выставка Андрея Ноды «Преодолевая беспечность»
- В Радищевском музее прошло открытие персональной выставки Бориса Мессерера с участием автора
- Юбилей Бориса Мессерера продолжается выставкой в Третьяковской галерее
- Персональную выставку, открывшуюся в филиале музея Бахрушина, Игорь Четвертков посвятил своим учителям
- «Композиции и натюрморты». Выставка произведений Бориса Мессерера
- «Петербург. Роман с городом». Выставка произведений Бориса Мессерера