Юрий Альберт, Виктор Скерсис. Неуместное глубокомыслие читать ~7 мин.
с 7 Сентября
по 7 НоябряГалерея ILONA-K artspace
1-й Красногвардейский проезд, д.15
Москва
ILONA-K artspace представляет выставку Юрия Альберта и Виктора Скерсиса, которая развернется на двух этажах Mercury Tower, Москва-Сити. Связанные многолетней дружбой, художники работают в области аналитического концептуализма. Их творчество не характеризуется каким-то общим узнаваемым стилем, напротив, оно состоит из различных проектов, описывающих и исследующих часто совсем не связанные между собой явления и процессы искусства. В экспозиции будут представлены более 30 новых произведений, созданных специально для ILONA-K.
В проекте Юрия Альберта «Я всё ещё жив (2018)» зритель увидит своеобразный календарь художника. На двенадцати, по числу месяцев, зеркалах зафиксированы запотевшие следы дыхания художника — по одному на каждый день календаря, как будто кто-то проверял — жив ли ещё автор, дышит ли? Придуманный ещё до начала эпидемии проект Альберта, оказавшийся провидческим, ставит перед зрителем вопрос об отношениях между художником и произведением: является ли произведение искусства автономным объектом, зашифрованным сообщением или это лишь продукт изнедеятельности автора?
Рассказывая о проекте, художник раскрывает использованную в нём модель искусства: «Искусство не для того, чтобы на него смотреть, а для того, чтобы о нём думать. Пока мы о нём мыслим, оно существует. Пока оно живо, нам есть чем дышать. Вот мы вам и надышали немного искусства, чтобы было о чём думать. И вообще, интересно: является ли картина изображением, зеркалом окружающей жизни, сообщением об открывшейся художнику истине или просто подтверждением того, что художник пока ещё жив?»
Этот вопрос, одновременно серьёзный и (само)ироничный, перекликается с другими работами Альберта, представленными на выставке, в которых он использует карикатуры советских и западных авторов. Карикатуры являются определёнными высказываниями конкретных художников, отражающих мнение части общества в прошлом. Поместив их работы в контекст искусства XXI века, Юрий Альберт подвергает их смысловой трансформации, превращающей сатиру в самокритику.
По мнению Виктора Скерсиса: «Искусство — это явление вселенной, данное нам в бесконечном множестве смысловых пространств нашего мышления. Мы не можем дать единого и единственно правильного определения искусства, но мы можем строить модели и давать определения тому, что называется искусством.
Модель, представленная на выставке, предполагает, что искусство — это манифестация мышления, это сон, который могут увидеть все. В этом сне абстрактные размышления представляются конкретными образами, а конкретные объекты являются абстракциями. Игра очевидного и подразумеваемого — это и есть искусство!»
В экспозиции представлены два проекта Виктора Скерсиса: «Не верь глазам своим!» и «Узоры». В проекте «Не верь глазам своим» художник развивает концепцию «Аллегорической абстракции» группы «Царь горы» (Ю. Альберт, П. Давтян, В. Скерсис, А. Филиппов), в котором создаваемое абстрактное
произведение, наделялось довольно длинным, как бы аллегорическим, названием, например «Апеллес, принюхивающийся к Александру Великому». Название произведения помещает абстрактную картину в смысловое пространство аллегории, то есть абстракция лишается свойства нерепрезентативности, являющегося фундаментальным для абстрактной живописи, и становится изображением.
В проекте «Не верь глазам своим!» Скерсис делает следующий шаг — подменяет нерепрезентативную абстракцию псевдорепрезентативной, сохраняя при этом аллегорические названия. Так одна из абстрактных композиций, выполненная в красных и голубых тонах, называется «Триумф эссенциализма». Название отсылает зрителя к спорам об искусстве середины прошлого века и далее к идеям Платона о сущностях вещей. Казалось бы, трансфигурация абстракции в изображение произойдёт и здесь, однако волшебство художника чарует зрителя, заставляет его считывать сочетания красок на холсте не как изображение абстрактной мудрости, но как изображение морковки. Назвав проект «Не верь глазам своим!», художник требует от зрителя освободиться от чар псевдорепрезентации и вернуться к простой истине: «Вы видите просто краски на холсте». Проблема, конечно, в том, что мы обычно видим то, что мы думаем.
В проекте «Узоры» Виктор Скерсис возвращается к исследованию роли интерференции идей в создании новых явлений искусства. В данном случае за основу были взяты восточный орнамент и западный абстрактный экспрессионизм. Восточный орнамент построен на повторениях. Как только узор определён, изготавливаются лекала, по которым художник создаёт орнамент путём многократного очерчивания. В этом заложен философский смысл: всё повторяется в этом мире, всё предначертано и в этом — вечность. Функция художника лишь аккуратно заполнить уготованное. В западном же
экспрессионизме царит сиюминутность, порыв, непреднамеренность. Эти подходы фундаментально различны, но каждый ценен. Можно ли их совместить? Скерсис подходил к этой проблеме в середине восьмидесятых, работая над проектом «Сетка». «Узоры» представляют собой другой подход. Огромные холсты написаны в жёсткой брутальной манере монохромной примитивисткой абстракции, оставляющей от элементов узора лишь их первоначальный импульс к существованию, дикую витальность предсуществования вечности.
ЮРИЙ АЛЬБЕРТ (род. в 1959 в Москве, с 1974 по 1977 учился у Екатерины Арнольд, с 1977 по 1980 учился в Московском государственном педагогическом институте им. В. И. Ленина) – художник, теоретик искусства, один из наиболее ярких представителей московского концептуального круга, с 2008 участник творческого объединения «Купидон», с 2011 – группы «Эдельвейс», с 2014 – артели «Царь Горы».
Лауреат премии Кандинского в номинации «Художник года» в 2007 году («Выставка»). Лауреат премии Кандинского в номинации «Проект года» в 2011 году («Moscow Poll»).
C1978 года участвовал в групповых выставках в России и за рубежом: Stedelijk Museum в Амстердаме, City Gallery в Мельбурне, Phyllis Kind Gallery в Нью-Йорке, в Центральном доме художника в Москве, в ЦСИ «Винзавод» в Москве, Kunsthistorisches Museum в Вене, Ca’ Rezzonico в Венеции, в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в Музее Лувра в Париже, ГЦСИ в Москве, Нижнем Новгороде, Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА», Еврейском музее и Центре толерантности в Москва, Центре Помпиду в >Париже, в Государственной Третьяковской галерее, МСИ «Гараж» в Москве.
Персональные выставки прошли в ЦСИ (1996), Фонде «Эра» (2007), Stella Art Foundation (2008), Нижегородском государственном художественном музее (2008, 2010), в ЦТИ «Фабрика» (совместно с Виктором Скерсисом и Андреем Филипповым, 2009), Paperworks Gallery (2009, 2011), в Stella Art Foundation (совместно с Виктором Скерсисом и Андреем Филипповым, 2011), Thessaloniki State Museum of Contemporary Art (совместно с Андреем Филипповым и Константином Звездочетовым, 2011), в ММОМА (2013), Музее современного искусства «Везербург» (2014), в Stella Art Foundation (совместно с Паруйром Давтяном, Виктором Скерсисом и Андреем Филипповым, 2015), галерее «Пересветов переулок» (2016), в МАММ (совместно с Паруйром Давтяном, Виктором Скерсисом и Андреем Филипповым, 2017), в ГЦСИ «Арсенал» (совместно с Паруйром Давтяном, Виктором Скерсисом и Андреем Филипповым, 2018), в ЦТИ «Фабрика» (совместно с Паруйром Давтяном, Виктором Скерсисом и Андреем Филипповым, 2019), в Музее современного искусства «ПЕРММ» (совместно с Паруйром Давтяном, Виктором Скерсисом и Андреем Филипповым, 2019), в Музее искусств Лихтенштейна.
Работы художника находятся в собраниях Государственной Третьяковской галерее, Государственного Русского музея, ГЦСИ, Бахчисарайского музея, Центра Помпиду, Музея Людвига (Аахен), Художественного музея Циммерли, Музея изобразительных искусств в Будапеште, Государственного графического собрания в Мюнхене, Художественного музея Университета Дьюка и в частных коллекциях.
ВИКТОР СКЕРСИС (род. в 1956 г. в Москве, с 1970 по 1973 учился в мастерской художников Виталия Комара и Александра Меламида, в 1977 окончил Московский государственный полиграфический институт) – представитель аналитической ветви московского концептуализма, теоретик искусства, куратор, член группы «Гнездо» (1975-1979), с 1980 входит в объединение «СЗ», с 2008 участник творческого объединения «Купидон», с 2011 – группы «Эдельвейс», с 2014 – артели «Царь Горы» и др. Занимается живописью, акциями, объектами. Зону собственных интересов Скерсис определяет как «Метаискусство», основной принцип которого заключается в изучении и моделировании явлений и процессов искусства, а также роли контекста, в котором создаются произведения.
С 1975-го участвовал в групповых выставках в России и за рубежом: Palais de Congress в Париже, Institute of Contemporary Art в Лондоне, Contemporary Russian Art Center of America в Нью-Йорке, в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Государственном литературном музее, Gallery Marina Goncharenko, Центральном доме художника, Государственной Третьяковской галереи, Фонде культуры «Екатерина» в Москве.
Персональные выставки Скерсиса прошли в Galerie Sophia Ungers в Кельне (совместно с Вадимом Захаровым, 1989), в Е. К, АртБюро (совместно с Вадимом Захаровым, 2004), в ЦТИ «Фабрика» (в составе группы «Гнездо», 2008), в ЦТИ «Фабрика» (совместно с Юрием Альбертом и Андреем Филипповым, 2009), в Stella Art Foundation (совместно с Юрием Альбертом, Паруйром Давтяном и Андреем Филипповым, 2015), в МАММ (совместно с Юрием Альбертом, Паруйром Давтяном и Андреем Филипповым, 2017), в Gallery 21 (совместно с Татьяной Шерстюк, 2018), в Музее современного искусства «ПЕРММ» (совместно с Юрием Альбертом, Паруйром Давтяном и Андреем Филипповым, 2019).
Работы художника находятся в собраниях Государственной Третьяковской Галерее, Музее Помпиду, Тэйт галерее, Художественного музея Циммерли в других государственных и частных коллекциях.
- Выставка работ современных художников из коллекции ГЦСИ в Екатеринбурге
- Выставка Юрия Альберта и Виктора Скерсиса «Неуместное Глубокомыслие»
- Выставка «РоКоКо(б)»
- Выставка Андрея Филиппова и Паруйз Давтян «Споры» 0+