«Живопись танка. Медитация и философия Востока». Выставка произведений Николая Дудко читать ~4 мин.
с 12 по 31 Июля
Галерея искусств Зураба Церетели
ул. Пречистенка, 19
Москва
В Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств открывается выставка произведений члена Союза художников России Николая Николаевича Дудко. В экспозиции представлено более четырёх десятков произведений художника, продолжающего искусство традиционной буддийской живописи «танка».
В России сегодня работают несколько мастеров этой уникальной и древней живописи, произведения которых можно встретить в буддийских храмах, дацанах, а также в частных и музейных собраниях. Наиболее известный из них – исполнитель танка, философ и популяризатор буддийской культуры – Николай Дудко. Будучи неразрывно связанной с медитативной практикой и религиозным опытом, танка требует определённых знаний и предварительной подготовки. Поэтому, во время выставки, художник проведет для зрителей цикл мастер-классов и встреч, посвященных как показу приемов различных живописных техник танка, так основам медитации и философии Востока.
До увлечения буддийским искусством, Дудко серьёзно занимался живописью. В 1982 году окончил художественно-графическое отделение Улан-Удэнского педагогического училища. Некоторое время жил на Украине, учился в Киевском художественном институте. Однако реалистическая живопись не привлекала художника. Стремление найти иной путь в искусстве привело его снова в Бурятию в 1986 году. Важную роль в жизни Николая Дудко сыграло знакомство с ламой Иволгинского дацана Дарма-Доди, настоятелем Цугольского дацана Жимба-Жамсо Цыбеновым и особенно с Чогьялом Намкаем Норбу, ставшим духовным учителем художника. Столкнувшись со сложным миром буддийских символов и образов иконографической живописи, Дудко обращается к немногим живым мастерам Бурятии, сохранившим секреты традиционного искусства. Поездки в Монголию и Непал с 1990 по 1995 годы углубили знания техники религиозной живописи. Меньше чем за два года учебы (1995-1997) в Библиотеке тибетских рукописей и архивов (LTWA) в городе Дхарамсала (Индия), у личного художника Далай-ламы XIV, преподобного Сангей Еше, он прошёл пятилетний курс обучения. Результатом стал диплом художника танка тибетского стиля «Менри» с правом преподавания.
Изготовление танка — сложный и длительный процесс, требующий знаний, специальных умений, аккуратности и строгой последовательности действий. Перед тем как приступить к рисованию божества, художник читает соответствующие молитвы, погружаясь в глубокое созерцание. Живопись выполняется на шёлковом или хлопчатобумажном полотне, покрытом специальным грунтом, в состав которого входит мел или белая глина. Краски — растёртые в порошок и смешанные со связующей основой природные минералы, такие как киноварь, лазурит, малахит. Процесс написания иконы включает несколько этапов: создание карандашного эскиза, тонирование, прорисовку контуров и применение золота. Последним и самым ответственным шагом в изображении божества считается изображение лица. Особое внимание уделяется глазам: именно они делают образ «живым». После окончания работы, танка вшивается в специальное парчовое обрамление и освящается высоким духовным лицом. Для наиболее значительных икон на обороте делаются надписи — мантры-призывания, или похвалы божеству.
В древности, священные образы танка (в переводе с тибетского языка – свиток), нанесенные на кусок ткани, десятками и сотнями перевозились странствующими монахами из монастыря в монастырь. Целью подобной транспортировки была помощь в освоении основных положений буддийского учения и установления связи между верующим и прототипом Просветленного, изображенного на свитке. В живописи танка нет ни одной случайной детали, поэтому столь важным считается следование канону. Дудко пишет так, как столетиями писали иконописцы тибетской школы Мен-ри (Мен – имя основателя школы, ри – рисунок). Он использует традиционные материалы – это льняная или хлопчатобумажная ткань, а иногда, для особо важных изображений, шелк. Ткань натягивается на деревянный подрамник, затем грунтуется специальной пастой, приготовленной из животного клея и смешанной с порошком мела. Когда паста высыхает, поверхность тщательно полируется с обеих сторон. Благодаря этому, танка можно скручивать и раскручивать без всякого вреда для красочного слоя. Затем тушью наносится рисунок, а только потом краски, смешиваемые руками с животным клеем и желчью, что даёт большую яркость и чистоту цвета. Палитра канонической буддийской живописи состоит из пяти цветов: желтый, синий, красный, зеленый, белый. Каждый цвет несет свою символику. Красный – символ могущества, синий – пространства, белый – чистоты, желтый – изобилия, зеленый – созидательной энергии. Это элементы, формирующие Вселенную. Из сочетания этих основных цветов буддийским художникам удается получить до двадцати пяти оттенков. На сочетании этих цветов и оттенков, Дудко добивается палитры в 85 оттенков, где каждый тон также несет свою составную символику. Художник работает во всех разновидностях танка: полноцветная танка, выполненная всеми пятью цветами, включая золото; танка «мартан» – рисунок золотом на красном фоне (полотно грунтуется киноварью), «нагтан» – золотой рисунок на черном фоне; «сертан» – рисунок на золоте (уникальная техника, которой дозволяется пользоваться не каждому художнику, ведь золото, это особое, драгоценное подношение Буддам); танка на шелке: на тонком материале, обычно желтого оттенка, вначале выполняется рисунок тушью, а затем покрывается красками. На создание многофигурных композиций у художника уходит до полутора лет.
- Выставка произведений ГРИГОРИЯ ПОТОЦКОГО «Бронзовый мир»
- «Ахарняне» Аристофана, краткое содержание
- «Ким» Редьярда Киплинга, краткое содержание
- «Этика для нового тысячелетия» Далай-ламы, краткое содержание
- «Лучший голос страны» — Пётр Захаров!
- Корпоративный отдых
- «Прикосновение ветра» — узнать себя и выстоять
- Выставка Ирины Левашевой «Сны о Байкале. Впечатления»