Андерс Цорн, биография и творчество
Майя – имя этой молодой крестьянки, портрет которой написал в 1902 году знаменитый шведский художник Андерс Цорн. Если б не этот портрет, мы никогда ничего не узнали бы о девушке, чья жизнь, наполненная постоянными хозяйственными хлопотами, проходила в небольшом селении Мора в Далекарлии. Цорн был родом из того же села и с детства умел видеть красоту в самом простом, повседневном. И потому главным героем его картин стал народ, крестьяне из родного села. Их каждодневный труд – уборка урожая, стирка и шитье, - их веселые ярмарки, народные гулянья были основными сюжетами произведений художника.
«Майя» - один из лучших женских портретов Цорна. Майя естественна и весела, как «Цыганка» Франса Хальса, и в то же время есть в ее облике некое величавое спокойствие, которое больше сродни «Неизвестной в русском костюме» Аргунова.
Девушка позирует художнику охотно и радостно, видя в нем не стороннего наблюдателя, а друга. Не случайно, чем дольше мы смотрим на портрет, тем больше нам нравится эта круглолицая молодая шведская крестьянка и все больше понимаем то главное, что привлекло в ней мастера, - ее истинно народный характер, простота, открытость души, физическое и духовное здоровье. Майя – это сама жизнь, яркая, активная, веселая.
Цорн пишет девушку в естественной обстановке: в деревенской избе, в окружении привычных вещей. Одежда ее повседневная: простая желтая кофта поверх белой блузы с высоким стоячим воротом. Но красный шарф и лента вокруг головы делают этот наряд веселым и праздничным.
Портрет написан крупной кистью, большими, размашистыми мазками и совсем немногими красками. Все это характерно для творческого метода мастера.
Вглядимся в портрет Майи. В нем также нет ни одной мелкой детали, он как бы очищен от всего неважного, нехарактерного. Зато главное – радость бытия отчетливо выявлена. Лицо Майи порозовело от свежего морозного воздуха. Жизнь этой девушки, связанная с землей, для Цорна прекрасный идеал единения человека и природы.
Но Андерс Цорн был в то же время модным живописцем. Его кисти принадлежало немало изысканных светских портретов. Однако истинного Цорна, Цорна-человека легче увидеть в полотнах, посвященных шведским земледельцам.
Крестьянская тема у него в крови. Родился он в 1860 году в крестьянской семье. Художественные наклонности проснулись в нем рано. Будучи подпаском, Андерс любил вырезать небольшие фигурки из дерева. И эту привязанность к скульптуре он сохранил на всю жизнь, хотя в дальнейшем отдавал предпочтение живописи и графике.
Одним из самых страстных желаний матери художника, которая смотрит на нас со многих портретов Цорна взглядом мудрой и покойной старости, было, чтобы ее сын жил тихой, размеренной жизнью в родном селе. И Цорн, в общем-то, выполнил это материнское желание, только не сразу.
В пятнадцать лет, покинув родное селении, он переехал в Стокгольм. Здесь Цорн получил художественное образование, два года проучившись в художественно-промышленной школе и четыре года в Академии художеств. А в двадцать один год молодой художник отправился путешествовать. К этому времени он был уже достаточно знаменит.
Заказчиков поражала быстрота его кисти и точность глаза. Талант и общительность помогли ему познакомиться с самыми интересными людьми своего времени. Известны его портреты Анатоля Франса, французского актера Коклена, выдающегося французского скульптора Огюста Родена, русского скульптора П. Трубецкого и многих, многих других.
Окончательно Цорн поселился в Море в 1896 году. С тех пор до самой смерти, наступившей в 1920 году, художник редко и ненадолго покидал родное село. Впрочем, поездки по свету не прошли для него бесследно. Особенно плодотворными оказались годы, проведенные в Париже (1887 – 1893), где в ту пору работали художники-импрессионисты Моне, Дега, Писсарро, Сислей, Ренуар. Цорн оказался свидетелем их последней общей выставки 1888 года. Был лично знаком со многими мастерами и в какой-то мере стал не только их поклонником, но и последователем.
Портрет Майи – убедительнейшее свидетельство того, как в работах Цорна элементы импрессионизма сочетаются с четкостью академической школы. Композиция портрета построена, как и у большинства известных классических портретов XVI, XVII, XVIII веков: фигура на первом плане дана в полуобороте, руки на коленях, голова повернута к зрителю. Но уж в том, как Цорн пишет этот поворот головы, чуть склоненной к правому плечу, чувствуется влияние импрессионистов. Вернее, вслед за ними художник стремится передать мгновенность состояния души своей героини. Действительно, когда мы смотрим на милое лицо Майи, мы видим не застывшую маску, а живую улыбку губ и глаз и чувствуем: еще минута, другая – и выражение изменится.
Цорн пишет портрет в комнате, освещенной снопом яркого солнечного света, который, по-видимому, льется через открытую дверь и освещает фигуру крестьянки. Художник вообще был страстным поклонником солнечного света, олицетворяющего, по его мнению, радость жизни, торжество земного бытия. Но отношение к нему у Цорна было иным, чем у импрессионистов. Если у импрессионистов свет как бы растворял предметы в своем блеске и сиянии, то у шведского мастера он играет вспомогательную роль. Вот и в данном случае с помощью света художнику удается оттенить вполне земную материальность фигуры девушки.
Цорн не стал безоглядным последователем французского импрессионизма, навсегда сохранив верность национальным традициям в живописи и своему оригинальному таланту.
Выдающийся русский критик В. В. Стасов в своей книге об искусстве XIX века отметил большую роль шведского художника не только в национальном, но и в мировом искусстве. По словам Стасова, Цорн писал «всегда только то, что собственными глазами видел… но повсюду… вносил своею великою кистью столько правды жизни, света, поэзии, элегантности, жизненной радости, светлой души, что… бесспорно, является одним из самых блестящих представителей не только шведского, но европейского искусства».
КОММЕНТАРИИ: 203 Ответы
Это чудо, а не картина. Жаль, что я раньше практически не был знаком с работами Цорна. Красота необыкновенная.
Цорн – потрясающий колорист! Это импрессионизм высшей категории, и одновременно четкий реализм. А в сочетании с фантастической техникой мазка – это уже гениальность! Дети, – смотрите искусство, а не сиськи.
Комментирование недоступно Почему?