Василий Григорьевич Перов – Проповедь в селе
1861. 69×59
Где находится оригинал: Государственная Третьяковская галерея, Москва.
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).
Поделиться ссылкой в соцсетях:
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
Окончив Московское училище живописи, молодой художник Перов поселился в живописных местах возле Троице-Сергиевой лавры. Там он охотился и работал, там написал картину «Проповедь на селе», за которую в 1861 году получил Большую золотую медаль. Эта медаль дала ему право на трёхлетнюю заграничную поездку. Пребывание в Европе скорее расширило общий кругозор художника, чем помогло профессионально. Как и многие русские люди, он не прижился на чужбине, не создав там ничего выдающегося.
Прожив всего сорок восемь лет, В. Г. Перов оставил заметный след в отечественной живописи. Отношение к его творчеству и при жизни, и после было неоднозначно. Оценки искусства Перова выявили очень широкий разброс суждений, порой прямо противоположных.
Самые знаменитые картины Перова: «Охотники на привале», «Птицелов», «Голубятник», «На тяге», «Охота на медведя зимою», «Охотники на лыжах», написанные в период между 1870 и 1879 годами.
Комментирование недоступно Почему?
На полотне «Проповедь в селе» изображена сцена в деревенской церкви. В центре композиции — проповедник, обращённый к прихожанам. В его правой руке — чётки, левая поднята в жесте увещевания. Его одежды тёмного цвета, лицо суровое, взгляд устремлён вперёд.
Вокруг проповедника — пёстрая толпа сельских жителей. Некоторые слушают с искренним вниманием, другие — с отстранённостью и даже равнодушием. Особое внимание привлекает пара, сидящая в первом ряду: мужчина в богатом, хоть и несколько поношенном, пальто, ссутулившийся и, кажется, погруженный в свои мысли, и молодая женщина в розовом платье, держащая в руках книгу и сверлящая взглядом зал. Их позы, выражение лиц — всё говорит о внутреннем разладе, о том, что они, возможно, ищут утешение или ответы на свои вопросы.
В глубине церкви видны другие прихожане, их лица невозможно различить, но их присутствие создаёт ощущение общности и вовлеченности в происходящее. Сцена освещена тусклым светом, исходящим от свечей и, возможно, окна, что придаёт ей особую драматичность и таинственность.
Подтекст картины заключается в показе контраста между духовным наставлением и земными заботами, между стремлением человека к божественному и его повседневными страстями и сомнениями. Художник намекает на то, что истинная вера требует не только формального присутствия в церкви, но и искреннего обращения к духовным ценностям, поиска ответов на животрепещущие вопросы бытия. Картина также может поднимать тему лицемерия, когда внешняя набожность скрывает внутреннюю пустоту.