Сватовство майора Павел Федотов (1815-1852)
Павел Федотов – Сватовство майора
1848. 59×75
Редактирование атрибуции
Скачать: 2048×1581 px (0,4 Mb)
Художник: Павел Федотов
Где находится оригинал: Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Когда вы думаете о России XIX века, на ум приходит образ Анны Карениной с чёрными мехами и белыми бриллиантами. Жизнь богатой аристократии поражает воображение своей чрезмерностью во всем: в землях, драгоценностях, крепостных, власти и богатстве. Однако Россия XIX века – это не только аристократические бриллианты, дуэли и герцоги. Не менее увлекательна жизнь купеческого среднего класса. У среднего класса были свои экстравагантности и испытания, особенно когда речь шла о любви, деньгах и престиже.
Когда вы думаете о России XIX века, на ум приходит образ Анны Карениной с чёрными мехами и белыми бриллиантами. Жизнь богатой аристократии поражает воображение своей чрезмерностью во всем: в землях, драгоценностях, крепостных, власти и богатстве. Однако Россия XIX века – это не только аристократические бриллианты, дуэли и герцоги.
Не менее увлекательна жизнь купеческого среднего класса. У среднего класса были свои экстравагантности и испытания, особенно когда речь шла о любви, деньгах и престиже. Сегодня мы рассмотрим шедевр малоизвестного художника Павла Федотова «Сватовство майора», в котором обсуждаются эти темы, не теряющие актуальности и сегодня. Можно ли успешно соединить любовь с деньгами и престижем? Давайте исследуем этот недооцененный шедевр, чтобы узнать это!
Художник
Павел Федотов родился в 1815 году в семье обедневшего русского дворянина. В 1826 году в возрасте 11 лет он учился в Первом Московском кадетском корпусе, готовясь стать военным офицером. В 1834 году, в возрасте 19 лет, Федотов был принят в лейб-гвардии Финляндский полк в Санкт-Петербурге благодаря отличным результатам обучения в военной академии. Прослужив 10 лет офицером, в 1844 году он решил оставить блестящую военную карьеру, чтобы заняться своей мечтой – стать успешным художником. Однако успех как художника не приходил к нему на протяжении всей его короткой жизни.
Федотов дожил до 37 лет и умер в конце 1852 года. Он умер без гроша в кармане, разочарованный и безумный в стенах психиатрической больницы. Друзья и родные продолжали навещать его во время недолгого заключения. Они вспоминали блестящего офицера, который за последние 8 лет как художник медленно набирал художественные навыки, но медленно терял душевные силы. Было жестоко, что такой молодой человек с таким многообещающим будущим скатывается в безумие и нищету. Однако, несмотря на трагическую жизнь Павла Федотова, он оставил миру одни из самых красивых сцен домашнего интерьера XIX века, например, «Сватовство майора» 1848 года.
Общество
Когда в 1848 году была написана картина «Сватовство майора», царь Николай I правил Россией уже 23 года, с момента своего восшествия на престол в 1825 году. Николай I был воплощением реакционного правителя. Он выступал против большинства политических реформ и социальной либерализации. Некоторые историки описывают его как идеальный пример самодержавного, или абсолютного, правителя. Никогда ещё правящий класс не был столь тверд в стремлении сохранить свой статус-кво. Они пытались отменить прогрессивные меры, принятые в предыдущие царствования, и, по сути, рассматривали реформы как опасные для стабильности общества и политической жизни.
В условиях такого авторитарного общества российская художественная сцена испытывала напряжение. Иногда у художников возникали чувства и идеи, которые шли вразрез с тем, что предписывал царь Николай I. Царь мог контролировать то, что печатала пресса, но не то, что думал народ. Поэтому в таком социально-политическом климате в русском искусстве появлялись новые темы. До середины XIX века в русской живописи обычно изображались три сюжета: исторические события, библейские сюжеты и аристократические портреты. С середины XIX века стали появляться новые темы, такие как средний класс. Средний класс в России, как и в остальной Европе, становился влиятельной фигурой. У них появилось больше свободных средств, которые они могли тратить на товары, в том числе и на искусство. Поэтому возник рынок картин, изображающих представителей среднего класса. Федотов исследовал более интересные темы любви, денег и престижа. В частности, в картине «Сватовство майора».
Картина
Павел Федотов написал картину «Сватовство майора» в жанре mise-en-scène (мизансцена) – театральный французский термин, означающий декорации. Федотов изобразил события картины так, словно это сцена из пьесы. Все люди позируют и застывают в наиболее выразительных жестах, чтобы усилить повествовательность сцены. Это похоже на то, как если бы вы заморозили фильм на самом драматичном кадре, и этот кадр заключает в себе весь драматизм фильма.
На картине показана очень распространенная в России XIX века ситуация: благородный холостяк добивается брака с благородной мадемуазель. Дворянин-майор стоит в дверной раме в правой части сцены. Его тело освещено сзади золотисто-желтым светом. Его тело почти силуэтно, но все его черты, включая скучающее лицо, хорошо видны. Он изображает не галантного жениха из мечтаний многих людей, а разумного и рационального жениха для разумного и рационального брака. Он не излучает любовь и привязанность, но излучает честь и респектабельность.
Слева от дворянина-майора Павел Федотов изобразил сваху. Она одета в красную рясу с темной юбкой. Ее волосы убраны в крестьянский платок. Она переглядывается с отцом семейства. В одной руке она держит белый платок, а другую протягивает и обращается к стоящему за ней мажордому. Она смотрит в глаза отцу, а её рот открыт, что говорит о чем-то радостном, позитивном или ободряющем. Она – хороший продавец, и она продает выгоду от поединка между майором и мадемуазель.
Отец одет в темное и плохо сидящее пальто. Оно окутывает его излишней тканью, скрывая его тело. Он кажется бесформенным, и если бы не его белая борода и румяный цвет лица, он почти слился бы с фоном. Он может быть главой семьи, но именно его жена и дочь украшают сцену. Отец – успешный торговец. Его завидный доход отражается в богато украшенной комнате. Потолок обшит панелями и расписан, пол украшен инкрустацией из маркетри, а в комнате можно увидеть такие великолепные предметы, как люстра, позолоченные рамы для картин и изящная стеклянная посуда. Здесь царит атмосфера роскоши, свойственная представителям среднего класса, а дом и семья имеют стремление к хорошему вкусу.
Слева от отца сидит элегантно одетая мать. На ней пыльно-розовое платье с белой шалью. Бриллиантовая серьга болтается и покачивается, когда она резко поворачивает голову к дочери. Волосы матери обмотаны зеленым шарфом цвета морской пены в том же стиле, что и у свахи. В то время как мать стремится к благородству среднего класса через одежду и украшения, она выставляет напоказ своё крестьянское происхождение с помощью платка и грубого жеста. В России женщины с более высоким вкусом не носили головных платков. Вместо этого они носили в волосах украшения или вообще ничего не носили. Мать держит платок в одной руке и неловко дергает жемчужно-белое платье дочери. Кажется, она удерживает дочь от побега. Губы матери приоткрыты, а глаза расширены, словно она приказывает: «Вернись, дитя!».
В левой центральной части картины изображён майор с предложением руки и сердца. Дочь – воплощение красоты. Ее кремовое платье имеет множество слоев и воланы вокруг ног. Оно напоминает свадебное платье, что, исходя из названия картины, кажется вполне уместным. Платье дочери говорит о том, что она девственница с солидным приданым. Ее алебастровые плечи и шея обнажены, демонстрируя прекрасное ожерелье из трех нитей жемчуга. Подходящие серьги дополняют ансамбль.
Дочь пытается выбежать из комнаты слева, а майор стоит справа. Как и в мизансценах, персонажи входят и выходят в соответствии с драматургией сцены. Попытка дочери бежать говорит о многом. Искусствоведы предлагают две интерпретации. Первая объясняется скромностью, поскольку добропорядочные незамужние женщины не открывали так много декольте. Если платье было откровенным, то на плечи накидывали шаль. Дочь убегает, потому что не хочет, чтобы её жених видел её столь нескромно одетой. Такое толкование кажется глупым, потому что у дочери кружевная шаль вокруг локтей. Почему бы ей просто не прикрыть свои голые плечи и не убежать? Нет, второе толкование имеет больше смысла, и оно заключается в том, что она действительно хочет выйти замуж за своего жениха. Но она не влюблена в него.
Картина «Сватовство майора» – это картина о свадьбе à la mode или модной свадьбе, на которой обе стороны обмениваются не только клятвами. Самый типичный обмен – жених предлагает титул, а невеста – щедрое приданое. Деньги обмениваются на статус через брак.
Тему бракосочетания в стиле а-ля мода изображали и другие художники: Жан-Оноре Фрагонар, Уильям Хогарт, сэр Уильям Орчардсон и другие. Павел Федотов был не первым и не последним художником, исследовавшим эту сатирическую тему, но исследовал её очень хорошо. Он “учит нравственности посредством прекрасного зрелища”. Следует больше изучать жизнь Павла Федотова, особенно в связи с созданием таких произведений, как «Сватовство майора». Краткость его жизни не позволила создать обширное собрание сочинений, и, вероятно, поэтому он так и не стал всемирно известным, к чему стремился при жизни. Здесь много визуальной сложности, сюжета и драматизма. Здесь поднимаются темы любви, денег и престижа. Это русская мизансцена.
Кому понравилось
Пожалуйста, подождите
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Нужно авторизоваться на сайте
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).
КОММЕНТАРИИ: 2 Ответы
Репродукция этой картины висела у нас в гостинной и я её помню с малых лет!!!! Поэтому эта картина одна из любимых моих произведений художника Федотова!!!!
Это вариант картины из Третьяковки! Наш, из Русского музея – без люстры.
Комментирование недоступно Почему?