Китайские художники средних веков Chinese artists of the Middle Ages
Гохуа – это национальная живопись китайцев, которая зародилась ещё в период неолита. Ее техника разительно отличается на фоне европейской. Издавна китайские художники делились своим опытом, точными предписаниями и традициями, благодаря чему до наших дней сохранилось уникальное искусство.
Гохуа: таинственная живопись китайских художников
Гохуа – это национальная живопись китайцев, которая зародилась ещё в период неолита. Ее техника разительно отличается на фоне европейской. Издавна китайские художники делились своим опытом, точными предписаниями и традициями, благодаря чему до наших дней сохранилось уникальное искусство.
Гохуа – неотъемлемая часть культуры Китая
Изначально образы создаются с помощью линий, что делает живопись Китая такой неповторимой. Ведь в картинах западных художников доминирует светотень, объем и насыщенные цвета, а этот элемент почти не прослеживается. Цветная керамика, найденная археологами, считается бесценным наследием китайской нации с вековой историей и древними традициями. На ней были изображены различные животные, рыбы и даже лягушки. Все это лишь свидетельствует о том, что в то время уже применялись кисти для рисования.
Особенности гохуа
Применение штрихов и линий делает китайскую живопись уникальной. Они могут быть тонкими, изогнутыми, мягкими или бледными. Кроме того, в этом виде искусства гармонично сочетаются поэзия, гравировка, каллиграфия, живопись, а также печать. В древнем Китае многие поэты и художники были настоящими умельцами в области каллиграфии. Нередко стихотворение являлось неотъемлемым атрибутом картины, которое дополняло её красоту и придавало неповторимые оттенки.
К примеру, оттиски печатей или надписи предназначались для того, чтобы пояснить идею автора, его настроения и привнести декоративной красоты и изящности в неповторимую живопись Китая.
Существует пять неизменных атрибутов, которые по сей день помогают художникам творить в этом виде искусства:
- Тушь.
- Бамбуковая кисть.
- Бумага.
- Тушечница.
- Краски.
Однако освоить и постичь все секреты гохуа достаточно непросто. Техника безукоризненного владения кистью – вот в чем ключ к успеху. Каждый мазок должен быть совершенным и отличаться безупречной точностью, ведь невозможно стереть тушь, нанесенную на бумагу или шелк, на котором также иногда писались картины.
Тушь получают в результате растирания специальных брусков с водой до определенной консистенции. С помощью нее талантливые мастера создают неповторимые шедевры, пестрящие разнообразием тонов. С этой целью используются вещества, которые не преграждают путь цвету.
Жанры гохуа
В этом стиле имеется несколько направлений. Например, существуют такие виды сюжета, как портрет, живопись цветов и животных, а также пейзаж. Широкая специализация дает возможность мастеру прочувствовать саму суть изображаемых предметов. Различают китайскую живопись ещё и по стилям написания картин. Они могут быть выполнены с помощью свободной техники рисунка, при этом используется широкая кисть. Порой же картины отличаются более подробной манерой письма. Эти стили давно снискали популярность в Китае и гармонично сочетаются друг с другом.
Китайская живопись сегодня
В настоящее время развиваются различные направления искусства, но ничего подобного гохуа ещё не создали. Работы мастеров очень ценятся. Приобрести картины можно в мегаполисах Китая, например, в Шанхае или Пекине. Гохуа является самым востребованным видом живописи не только среди местного населения. Невозможно не оценить её весомый вклад в художественное искусство и культуру современного общества.
Простота, изящность линий, гармоничное сочетание тонов и лаконичность – неотъемлемые черты уникальной народной живописи, нашедшие отражение в богатой философии Китая.
Особенности китайской традиционной живописи
Богатая китайская культура давно привлекала людей своим неповторимым очарованием и наполненностью особыми символами. Лучше всего неповторимость древнего Китая передаёт традиционная китайская живопись, носящая название гохуа. Её трудно скопировать непосвящённому в составляющую гохуа поэтическую суть европейцу, так как каждая чёрточка на такой картине призвана нести своё особенное послание.
Издревле в Китае принято соотносить живопись и поэзию, так как китайская письменность использует для передачи смыла и звука изображение. Поэтому красиво написанные иероглифы, сложенные в особый ритмический лад, стали графическим дополнением к традиционным картинам. Считается, что живопись – это воплощённая поэзия, поэтому в древности китайцы полагали, что лучшим художником может быть только поэт.
Техника такой живописи разительно отличается от европейской. Если в европейской манере письма принято передавать форму и перспективу, то в китайской живописи таких понятий нет. Вместо этого на картинах господствует линия. Поэтому огромное значение уделялось инструментам, использующимся для рисования – тонкой кисти из меха и бамбуковой палочке.
Линейность играла огромную роль в связи с тем, что использующаяся для изображения рисунка рисовая бумага обладала тонкой текстурой, не позволяющей сделать даже минимальную правку. Каждую линию нужно было проводить с первого раза правильно. К тому же, по мнению китайских мудрецов, только линия могла передать образ, а именно он является главным на китайских картинах.
Немного позже рисовая бумага была потеснена шёлком. Случилось это в начале 16 века, когда развитие шелководства приобрело национальный характер в Китае. Живопись на шёлке использовалась специально для украшения императорского двора и хранилась в вертикальных или горизонтальных свитках. Эта живопись выполнялась с помощью особых стойких и нежных по цвету минеральных красок.
В китайской традиционной живописи принято различать три основных жанровых направления. Первый – это «цветы и птицы», некоторый аналог европейского натюрморта за тем лишь исключением, что китайские мастера никогда не прибегали к изображению срезанных цветов. Каждый изображаемый на такой картине цветок, травинка, птица несли свой смысл, с помощью которых мастер как бы разговаривал, общался со зрителем. Пион на таких картинах символизировал богатство, бамбук – стойкость, цветы сливы – скромность, орхидея и лотос – нежность и мудрость.
Пейзажная живопись «горы и реки» не отражала реальный пейзаж, а лишь передавала настроение художника и символизировала борьбу двух вечных начал – мужского и женского. Символом мужского в данных случае выступали горы, которые оттеняла вода – женское воплощение. Возвышающиеся над водой вершины символизировали превосходство природы над человеком.
Последний вид живописи – портретный, тоже не подразумевал точного сходства реального человека и его изображения. Схематичный рисунок выхватывал только основные черты, особенности внешности, предпочитая отражать личную добродетель. Это было крайне важно для китайского даосизма. Чаще всего героями таких картин становились члены императорской семьи и придворные.
Китайская живопись никогда не выходила из моды. Её очарование и глубокая философия всё больше завоёвывает мир.
КОММЕНТАРИИ: 6 Ответы
Когда заходит речь о китайской живописи, в первую очередь представляются знаменитые свитки из рисовой бумаги и шёлка, когда-то украшавшие императорские дворцы. Китайская традиционная живопись гохуа – уникальное явление, очень сильно отличающееся от привычной европейской живописи.
Для Китая живопись – воплощённая в красках и туши поэзия. Именно поэтому все картины китайских мастеров сопровождаются нанесёнными на холст поэтическими изречениями, содержащими доброе пожелание и напутствие. Техника такой живописи спонтанна. Набросков не делается, а композиция плоскостная, но очень чёткая.
Для рисования картин китайцы издревле использовали очень яркие, не выцветающие со временем минеральные краски. Они наносились на бумагу или шёлк без предварительного прорабатывания. Китайский художник никогда не ставил перед собой цель отобразить окружающий мир таким, какой он есть на самом деле. Мир, который создан на китайских свитках, символичен и оторван от реальности.
Для того, чтобы лучше это понять, необходимо просто ознакомиться с основными направлениями традиционной китайской живописи. Их всего четыре: горы и воды, птицы и растения, изображения животных, изображения людей.
Горы и воды лишь относительно можно отнести к пейзажной живописи. Ни одна картина не изображает какой-либо настоящий пейзаж. В китайской символике горы – олицетворение вечного, неколебимого, постоянного, в то время как вода – это символ вечного течения жизни. Вот почему на картинах китайских художников редко можно встретить изображения спокойной воды. Вода бурлит в горных реках, переливается в водопадах. Часто на фоне водопадов и природы художники изображают маленькие домики или фигурки людей. Это символизирует крошечность человека перед лицом могучей природы.
В китайской живописи не принято рисовать привычные для европейца натюрморты. По мнению китайцев, природа не может быть мёртвой. Она обязательно полна жизни. Поэтому фрукты на китайских картинах растут на деревьях и в земле, а рядом с растениями изображены птицы.
Частый сюжет китайских картин – парное изображение птиц. Обычно это цапли, утки-мандаринки, сороки, павлины. Символичность таких изображений заключается в двойном усилении энергетики, которую несут изображения этих птиц.
Анималистический жанр известен среди любителей живописи из Европы и России чуть меньше. Китайцы любят изображать табуны лошадей, символизирующие обилие богатства и славу, карабкающихся по скалам тигров – символ власти и защиты, любимых в Китае панд на деревьях – символ добродушия.
Часто изображают китайцы и людей. Обычно это сюжеты из даосских, буддийских и конфуцианских мифов. Например, популярна легенда «Хождение за море» о девяти монахах, плывших в лодке за обретением счастья. В традиционной китайской живописи популярна тема материнства, как, например, в известной картине «Мать и сын», а также традиционные сценки из дворцовой жизни.
Благодаря тому, что китайцы не забывают о своей культуре и выпускают множество репродукций своих старинных и современных картин в традиционном стиле, любой может ознакомиться с ними и даже украсить с их помощью свой дом.
Комментирование недоступно Почему?