Маурицхёйс – Вермеер, Ян - Девушка с жемчужной серьгой
Около 1665, 44.5×39 см.
Johannes Vermeer (1632-1675)
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).
Поделиться ссылкой в соцсетях:
КОММЕНТАРИИ: 3 Ответы
Фильм «Девушка с жемчужной серёжкой»
Girl with a Pearl Earring, 2003
В главных ролях: Скарлетт Йоханссон, Колин Фёрт, Эсси Дэвис, Том Уилкинсон.
Смотреть фильм на русском
В 2003 году режиссёром Питером Уэббером был снят художественный фильм, благодаря которому многие не интересующиеся живописью люди узнали о голландском художнике Яне Вермере, и о полотне, ставшем центром сюжета кинофильма.
Фильм, снятый по книге Трейси Шевалье, достаточно вольно трактует историю создания шедевра Вермера. Однако, подобные вольности в художественном произведении простить несложно, зная, сколько загадок окружает знаменитое полотно, прозванное «Голландской Моной Лизой». «Девушка», или «Девушка в тюрбане», как называлась эта картина изначально, датирована 1665 годом, и гипотез о ней существует гораздо больше, нежели достоверных фактов.
Картина относится к жанру «Трони», популярному среди портретистов Голландии семнадцатого столетия, этот жанр обозначал изображения головы человека. В 1881 году, по рекомендации Виктора де Стюара, ратующего за сохранение шедевров голландских мастеров на своей исторической родине, «Девушка в тюрбане» была выкуплена за бесценок на аукционе Гааги в ужасном состоянии и позднее отреставрирована. Подаренная музею Маурицхёйс, картина и поныне находится на родине Яна Вермера, в Нидерландах.
На картине изображена юная девушка в динамической позе: момент, когда модель поворачивает голову к зрителю, как будто кто-то позвал её по ту сторону полотна. Световой акцент сделан на широко распахнутых глазах, чуть приоткрытом рте и большой каплевидной серьге-жемчужине, благодаря которой шедевр Вермера и получил своё позднее название. Крупная до неестественности жемчужина повторяет световой блик в глазах модели, но картина отцентрована так, что зритель первым делом замечает именно украшение, а затем притягательный взгляд девушки. Интересно, что такую же серьгу художник изображал ещё на нескольких своих работах ("Женщина с лютней», «Женщина в жемчужном ожерелье» и ещё шести известных полотнах). Девушка смотрит на зрителя с темного, почти черного фона, что делает дополнительный акцент на её бледное лицо и цветной тюрбан, скрывающий волосы. Приоткрытый рот, согласно символике в живописи того времени, указывает на попытку общения. Лимонно-желтого цвета ткань спадает с тюрбана почти вертикально, что добавляет в картину динамики и подчеркивает поворот головы. Одета девушка в темное коричневое платье, ярко, почти дерзко, очерченное воротничком, выполненным чистыми свинцовыми белилами.
Ни имя загадочной модели, ни причина, по которой она одета в не свойственные моде того времени платье и тюрбан, ни заказчик, если он существовал, неизвестны. По одной из версий, это дочь Яна Вермера, Мария, которой на момент написания картины было около тринадцати лет, другая гипотеза называет моделью дочь мецената Рюйвена, покровителя художника. Книга же Трейси Шевалье утверждает, что на полотне была изображена юная служанка по имени Грид.
За почти четыреста лет своего существования, картина будоражила воображение немногим слабее висящей в «Лувре» Джоконды. Простой жест и внимательный взгляд девушки передают безмолвную связь модели и художника – эмоцию, красной нитью связывающую многие портреты нидерландского живописца.
В серёжке девушки – жемчужина
большая, что в глаза бросается.
Не зря фантазия разбужена
у всех, кто видел ту красавицу.
beautiful~
Комментирование недоступно Почему?