Геррит Доу – Пожилая женщина, сидя у окна рядом с прялкой, ест овсяную кашу
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).
Поделиться ссылкой в соцсетях:
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
В сюжете этой картины нет сложных деталей: старушка сидит возле стола, покрытого голубой скатертью, и ест овсяную кашу из горшка. Горшок, как для посудины, большой. Видно, что он битый.
Это влечет за собой много вопросов. Почему старушка ест кашу из такого горшка? Что за комната, где она находится? Почему она там оказалась?
На этой картине изображены: дом из кирпичей, на каменном полу деревянные доски, лестница (она ведет наверх), бочка и стол. На столе красивая и однотонная скатерть, на ней книга, котел (чистый, даже блестит) и кувшин. Все эти предметы говорят о благородной и образованной жизни, но следующие вещи в комнате её опровергают: у старушки вместо стула – корзинка, горшок, из которого она ест, побит, у нее на коленях лежит блеклая тряпка, старая сумка на стене, на полу метла. Да и старушка ест самую простую овсяную кашу.
Почему художник захотел изобразить именно такой сюжет – до конца непонятно. Но вероятнее всего, он хотел изобразить благородную нищету. И эта картина её передает с абсолютной точностью. Видно, что раньше благосостояние старушки было лучше – у нее на плечах накидка с меховыми краями, бочка (вероятно, из-под вина). А теперь ей даже сидеть приходится на корзинке, так как стульев не осталось. Пустой котел, пустая сумка – это бедность, которая окружила старушку и привела к такому существованию. Вероятно, что прялка возле стола – единственная возможность заработать на самое простое, – на овсянку.
Возможно, что Герард Доу хотел подчеркнуть важность каши. Сама каша, может, и не овсяная вовсе, как считают многие, она могла оказаться любой – и манной, и рисовой, и любой другой. Каша – это очень распространенное блюдо. И способов приготовления имеет множество – с водой или молоком, на плите или открытом огне, с добавками или нет.
Большой горок и большая ложка говорят о хорошем аппетите старушки. Но из окна виден яркий свет, а значит, время идет к обеду, и овсянка не станет врагом для здоровья старушки.
Комментирование недоступно Почему?
На картине представлен фрагмент интерьера скромной сельской избы. В центре композиции расположена пожилая женщина, сидящая у окна и занятая прядением. Она одета в простую серую шапочку, тёмное платье с синей накидкой и держит нить между пальцами, сосредоточенно работая приспособлением для прядения. Ее поза выражает усталость и смирение, а взгляд направлен внутрь себя.
Освещение играет ключевую роль в создании атмосферы картины. Яркий свет проникает сквозь окно, освещая женщину и предметы вокруг неё, в то время как большая часть помещения погружена во мрак. Этот контраст подчёркивает ее одиночество и изолированность от внешнего мира.
В комнате заметны различные бытовые предметы: деревянный стол, на котором стоят глиняные горшки и кувшин, прялка, бочка, ведро и метла. Все они указывают на скромный и тяжёлый труд, который приходится вести хозяйке дома. На столе также можно заметить книгу или блокнот, что может намекать на ее грамотность или стремление к знаниям, несмотря на ограниченные возможности.
Композиция картины выстроена таким образом, чтобы подчеркнуть простоту и обыденность жизни изображённой женщины. Отсутствие ярких красок и декоративных элементов создаёт ощущение реализма и достоверности.
В подтексте картина может говорить о бренности бытия, о тяжёлом труде крестьян, о ценности простых человеческих радостей и о важности сохранения традиций. Она вызывает чувство сопереживания к изображённой женщине и заставляет задуматься о ее судьбе. Мрачная атмосфера и приглушённые тона усиливают ощущение меланхолии и одиночества, характерных для жизни человека, живущего вдали от цивилизации.