Ян Брейгель Старший – Суд Мидаса
1599
Где находится оригинал: Музей Фицуильяма, Кембридж (Fitzwilliam Museum, Cambridge).
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).
Поделиться ссылкой в соцсетях:
Комментирование недоступно Почему?
Слева от него группа фигур, представляющих собой богов или олицетворений добродетелей. Одна из них, облачённая в доспехи и держащая щит, явно выступает в роли защитницы, готовой встать на защиту Мидаса. Рядом с ней – женская фигура с лирой, символизирующая искусство, гармонию и красоту. Её поза выражает некую торжественность и одновременно сочувствие к судьбе Мидаса.
Справа от царя расположилась группа музыкантов и танцоров, чьи движения и выражения лиц полны радости и восторга. Их присутствие создаёт контраст с напряжённой атмосферой, царящей в левой части картины. Внизу, у ног Мидаса, изображён младенец, что может символизировать невинность, хрупкость и потенциальную жертву его дара.
Цветовая гамма картины выдержана в тёплых тонах – золотистый, охристый, зелёный. Это создаёт ощущение роскоши, изобилия и одновременно тревоги. Свет падает на фигуры с разных сторон, подчёркивая их индивидуальность и добавляя динамизма композиции.
Подтекст произведения заключается в исследовании темы власти, ответственности и последствий необдуманных желаний. Дар Мидаса превращать все в золото – это не только символ богатства, но и проклятие, лишающее человека возможности наслаждаться простыми радостями жизни. Картина заставляет задуматься о цене успеха и о том, что истинное счастье заключается не в материальных благах, а в духовном обогащении. Изображение подчёркивает трагизм ситуации, когда могущество оказывается обременением, а дар – проклятием.