Адольф фон Менцель – Луна над каналом Фридрихсграхт в старом Берлине
1850-60. 39x33
Где находится оригинал: Старая и Новая Национальные Галереи, Музей Берггрюна, Берлин (Alte und Neue Nationalgalerie, Museum Berggruen, Berlin).
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).
Поделиться ссылкой в соцсетях:
Комментирование недоступно Почему?
На представленной картине автор изобразил ночной городской пейзаж, пронизанный ощущением меланхолии и таинственности. В центре композиции – водная гладь канала, отражающая бледный свет луны, расположенной в верхней части картины. Лунный диск выделяется на фоне сумрачного неба, создавая ощущение некой отстранённости и одиночества.
По обеим сторонам канала выстроились массивные здания, их очертания едва различимы в полумраке. Они кажутся монолитными и угнетающими, подчёркивая замкнутость пространства. Вдоль берега тянутся вертикальные элементы – вероятно, столбы или мачты, добавляющие картине ощущение тревоги и неопределённости.
Водная поверхность канала неспокойна, на ней видны рябь и небольшие волны, что придаёт пейзажу динамику и усиливает впечатление от изменчивости времени. На переднем плане картины изображены лодки или баржи, их тёмные силуэты сливаются с окружающей темнотой.
Цветовая гамма картины выдержана в холодных тонах: преобладают оттенки серого, синего и чёрного. Это создаёт атмосферу мрачности и подавленности. Несмотря на наличие светлого пятна лунного света, общая тональность картины остаётся приглушённой и сдержанной.
В подтексте картина может говорить о бренности бытия, о мимолётности времени и о неизбежности перемен. Ощущение одиночества и отчуждённости, пронизывающее пейзаж, может быть интерпретировано как отражение внутреннего состояния художника или как символ эпохи. Использование ночного времени суток усиливает драматизм сцены и придаёт ей мистический характер. Картина вызывает ощущение тихой грусти и созерцательности, заставляя зрителя задуматься о вечных вопросах бытия.