Филипп Якоб Лютербург – Ангел, связывающий Сатану
1797, 45.1x37.5
Где находится оригинал: Йельский центр британского искусства, коллекция Пола Меллона, Нью-Хейвен (Yale Center for British Art, Paul Mellon Collection, New Haven).
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).
Поделиться ссылкой в соцсетях:
Комментирование недоступно Почему?
На полотне представлен драматичный эпизод борьбы света и тьмы. В центре композиции – фигура могущественного ангела, одержимого решимостью. Он склонился над поверженным существом, удерживая его в плену с помощью массивной цепи. Ангел облачён в доспехи, но на нём также присутствует лёгкая, развевающаяся ткань, что указывает на его небесное происхождение и связь с высшими силами. Его поза выражает не только силу, но и сострадание – он не топчет поверженного врага, а скорее удерживает его, словно подавляя сопротивление.
Фигура поверженного существа вызывает ощущение мощи и отчаяния. Оно изображено в позе, подчёркивающей его поражение: распростёртое на земле, с искажённым гримасой страдания лицом. Его тело переплетается со змеевидной массой, что символизирует первородный грех и искушение. Взгляд существа направлен вниз, выражая смирение или безысходность.
Художник использует насыщенную цветовую палитру для усиления драматизма сцены. Преобладание тёмных, землистых тонов в нижней части картины контрастирует с яркими, светлыми оттенками, окутывающими ангела и создающими ощущение божественного сияния. Использование светотени позволяет выделить ключевые фигуры и подчеркнуть динамику борьбы.
В подтексте картина может трактоваться как аллегория победы добра над злом, веры над искушением. Цепь, удерживающая поверженного существа, символизирует не только физическое ограничение, но и духовное подчинение высшей силе. Свет, исходящий от ангела, олицетворяет надежду и спасение, а тёмные тона в нижней части картины – страх и отчаяние, которые сопровождают человека на пути к искуплению. Композиция вызывает ощущение динамики и напряжения, заставляя зрителя сопереживать героям и размышлять о вечной борьбе между светом и тьмой.