Иероним Босх – Страшный суд, левая створка 
 1500-05. 163x60 
Где находится оригинал: Академия изобразительных искусств, Вена (Akademie der Bildenden Künste, Wien).
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне, 
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).
Поделиться ссылкой в соцсетях:
Комментирование недоступно Почему?
Эта картина, Страшный суд, левая створка, представляет собой многоуровневое повествование, погружающее зрителя в мир библейских событий.
На верхнем уровне доминирует образ божественного присутствия — фигура в розовом одеянии, окружённая сиянием и ангельскими крыльями, символизирующая Бога-Отца. Под ним разворачивается хаотичное сражение: демонические существа с распростёртыми крыльями нападают на ангелов, что может трактоваться как символ борьбы добра и зла, небесных сил друг с другом или как начальные сцены суда, где души ещё подвержены натиску тёмных сил.
Средний уровень показывает переход от небесного плана к земному. Мы видим драматическую сцену падения ангела с крыльями, что подчёркивает трагичность происходящего, возможно, символизируя грехопадение или изгнание. Пейзаж здесь приобретает более земные черты, с холмами, деревьями и рекой, но общая атмосфера остаётся напряженной.
Нижний уровень погружает нас в сцены, напоминающие райский сад или начало времён. В центре композиции — Адам и Ева у древа познания, где змей искушает Еву. Рядом стоит Авель. Чуть поодаль — фигуры, похожие на Адама и Еву, возможно, после грехопадения. В левой части картины ещё одна группа людей, возможно, жертвы или осуждённые, одно из тел лежит на земле, а рядом — спящий лев, что может быть аллегорией мирного, но утраченного рая.
Подтексты картины многослойны:
На мой взгляд, картина представляет собой мощное визуальное размышление о месте человека во вселенной, о его связи с божественным и о последствиях его выбора. ⼺