Иероним Босх – Смерть скупца
1500-10. 94х32
Где находится оригинал: Национальная галерея искусств, Вашингтон (National Gallery of Art, Washington).
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).
Поделиться ссылкой в соцсетях:
Комментирование недоступно Почему?
На картине Смерть скупца Иеронима Босха изображена сцена, полная символизма и морали. В центре композиции находится пожилой мужчина, одетый в зелёную мантию, который с жадностью роется в сундуке, набитом золотом и драгоценностями. Его поза выражает сосредоточенность и страх потерять накопленное.
Слева, из-за двери, появляется воплощение Смерти — скелет с капюшоном, вооружённый стрелой, готовый нанести последний удар. Эта фигура символизирует неотвратимость конца и то, что никакие богатства не спасут от смерти.
У кровати, куда стремится Смерть, лежит больной человек, окружённый различными персонажами. Рядом с ним ангелоподобное существо, которое, вероятно, представляет собой душу или ангела-хранителя, пытающуюся утешить умирающего. Однако, под кроватью и вокруг неё скрываются демонические существа, олицетворяющие грехи и искушения, которые, возможно, мучают умирающего или радуются его обречённости.
Подкроватные существа могут символизировать порок, жадность, порочные мысли, с которыми человек борется или поддаётся перед смертью.
Выше, у окна, видна сцена распятия, напоминающая о христианском спасении, но она будто бы отодвинута на второй план, в то время как земные богатства и страх смерти занимают центральное место.
На переднем плане картины лежат элементы, которые также несут определённый смысл: смятая ткань, возможно, символ бренности жизни или роскоши, которую не взять с собой; шлем и щит, как атрибуты войны или борьбы, которые тоже бессмысленны перед лицом смерти.
На мой взгляд, картина Смерть скупца является суровым напоминанием о тщеславии земных богатств, неотвратимости смерти и важности духовной подготовки к ней. Она призывает зрителя задуматься о своём месте в жизни, о ценностях и о том, к чему стоит стремиться, пока ещё есть время.