Неравный брак Василий Владимирович Пукирев (1832-1890)
Василий Владимирович Пукирев – Неравный брак
1862.
Редактирование атрибуции
Скачать: 3210×4098 px (1,8 Mb)
Художник: Василий Владимирович Пукирев
Где находится оригинал: Государственная Третьяковская галерея, Москва.
С картиной Василия Пукирева «Неравный брак» связана легенда. Якобы, взглянув на нее, все пожилые женихи отказывались жениться на своих молодых невестах. В «Неравном браке» открыто осуждался коммерциализм российского общества. На самом же деле никакого волшебства не было, просто лицо молодой невесты, трогающее до глубины души. Английский художник Эдмунд Блэр Лейтон, известный своим культовым «Пламенным июнем», был настолько впечатлен провокационным «Неравным браком», что решил написать собственную версию злободневного сюжета, в котором молодая, печальная невеста обречена выйти замуж за богатого, пожилого человека по расчету.
С картиной Василия Пукирева «Неравный брак» связана легенда. Якобы, взглянув на нее, все пожилые женихи отказывались жениться на своих молодых невестах. В «Неравном браке» открыто осуждался коммерциализм российского общества. На самом же деле никакого волшебства не было, просто лицо молодой невесты, трогающее до глубины души.
О художнике
Василий Пукирев родился в 1832 году в бедной крестьянской семье. Только благодаря счастливому стечению обстоятельств он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1858 году Пукирев окончил его со званием «свободного художника». Через два года Императорская Академия живописи присвоила Пукиреву звание академика исторической и портретной живописи. Получив это звание, Пукирев также получил казенную квартиру и должность преподавателя.
В 1862 году 30-летний Пукирев представил картину «Неравный брак» на ежегодной академической выставке. Это произвело большой фурор. После этого художнику было присвоено звание профессора.
Дальнейшая судьба Пукирева гораздо печальнее. Ни одна из его последующих картин не получила такого успеха, как «Неравный брак». Многие оценивают его как «художника одной картины». Тем не менее, он старался развиваться как творец в разных направлениях: расписывал Москву, провинциальные храмы и церкви, иконы, а также преподавал.
История создания «Неравного брака
Неравный брак» был беспрецедентным для своего времени. Общество было взбудоражено новой и актуальной темой – властью денег.
Согласно наиболее распространенной версии сюжета, эта сцена глубоко личная для Пукирева – это его возлюбленная выходит замуж за богатого князя. Скорее всего, она была бедной женщиной без приданого, и её родители посчитали брак с богатым, преуспевающим князем лучшим вариантом для нее. А что же Пукирев? Он только что окончил университет, и его карьера живописца не приносила необходимого дохода, чтобы содержать её. Красота, в конце концов, была очень ходовым товаром.
Василий Пукирев писал эту картину в тяжелом душевном состоянии. Посмотрите на мужчину справа, он, несомненно, похож на самого художника. Кроме того, его поза выражает явное недовольство происходящим.
Жених
Жених кажется полностью состоящим из углов и прямых линий, в отличие от мягкой, ангельской невесты. Он символизирует увядание, дебилизацию, атмосферу, в которой должна померкнуть девичья красота невесты. На нём дорогой костюм и неестественная осанка, которую поддерживает тугой корсет. Его голова едва поворачивается, шею сдавливает высокий воротник, а тусклые глаза надменно смотрят на окружающих.
Мы также видим, что у него есть орден Святого Владимира за непрерывную гражданскую и военную службу, так что он должен быть глубокоуважаемым человеком. Однако эти награды явно неуместны для церковного венчания. Жених пытается смотреть на невесту с высоты своего генеральского чина. Откуда берется такая бездуховность? Остается только догадываться.
Невеста
Невеста – единственная фигура на картине, написанная в светлых тонах. Она ещё ребёнок, едва сдерживающий слезы. Этот день кажется самым горьким в её жизни. Ее нежное лицо, обрамленное белокурыми локонами, печально. Свеча в её детской руке наклоняется, воск капает на её свадебное платье. Ее правая рука протянута к священнику, который собирается надеть обручальное кольцо на её тонкий палец. Ей уже безразлична собственная судьба.
Согласно исследованиям, невеста – Прасковья Матвеевна Варенцова. Она была незаконнорожденным ребёнком одного из богатых людей того времени, который принимал активное участие в её воспитании и устройстве дальнейшей жизни. Возможно, именно этим объясняется её брак с человеком не только старше, но и богаче. К сожалению, Прасковья рано овдовела, но не стала богатой наследницей. Остаток своих дней она доживала в московской богадельне – благотворительном заведении для людей, не способных позаботиться о себе.
В 2002 году Третьяковская галерея приобрела карандашный рисунок, сделанный художником Владимиром Суховым в 1907 году. Он является наиболее точным доказательством. Подпись гласит: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой художник Пукирев 44 года назад написал свою знаменитую картину «Неравный брак». Госпожа Варенцова живет в Москве, в Мазуринской богадельне».
Мрачная деталь
В этой комнате две очень странные фигуры – две пожилые женщины. Ну, ничего необычного – старухи пришли посмотреть на свадьбу. Возможно, это сестры жениха. Но возникает вопрос: почему на них те же венки, что и на невесте? У одной даже белое платье!
Если присмотреться, то оно больше похоже на простыню. Возможно, эта простыня – скорее погребальный саван. Фигура второй невесты за спиной священника выглядит ещё более странно, ведь обычным гостям не разрешалось стоять рядом со священником.
Если, конечно, они не пришли из другого мира.
Существует несколько теорий о том, кто эти женщины. Скорее всего, это бывшие жены самого жениха. Неясно, умерли ли они естественной смертью или он измотал их, чтобы снова жениться на молодой девушке. Таким образом, получается, что на свадьбе присутствуют сразу три невесты. Две из них мертвы и смотрят на старого жениха. Эта деталь заставляет нас ещё больше беспокоиться о невесте.
До посинения в лице
Английский художник Эдмунд Блэр Лейтон, известный своим культовым «Пламенным июнем», был настолько впечатлен провокационным «Неравным браком», что решил написать собственную версию злободневного сюжета, в котором молодая, печальная невеста обречена выйти замуж за богатого, пожилого человека по расчету. Он также дал ей пикантное название: Till Death Do Us Part.
Кому понравилось
Пожалуйста, подождите
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Нужно авторизоваться на сайте
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).
КОММЕНТАРИИ: 3 Ответы
на картине изображен сам пукирёв
Картина без сомнения достойна того вознаграждения, которое получил В. Пукерев за эту работу. Меня она тоже потрясла выразительностью образов и передачей мыслей художников на хост во время написания картины. Да действительно на месте, где – на эскизах стоял возлюбленный невесты Варенцов, Пкерев на оригинале изобразил себя. Но все дело в том, что возлюбленный Варенцов сам попросил убрать его образ с картины, потому что он давно забыл про Софию, изображенную на картине, и готовился к свадьбе с новой невестой. В итоге – Картина – потрясает зрителя драматизмом, а в пояснениях к картине – это обычный брак богатого помещика, купившего себе невесту, как игрушку у ее родителей. Эту работу надо просто смотреть и восхищаться мастерством художника. Но такой драматизм – являлся – обыденностью для того времени. Картина конечно, вызывает эмоции и трогает душу, это произведение настоящего мастера образов, на которых и надо учится современным жанровым портретистам. Полный восторг!
Василия Владимировича Пукирева можно назвать гением одного произведения. Началом творческого пути художника стал шедевр. Казалось, что впереди его ждет слава и всеобщее признание, но глубже и пронзительнее своей первой картины, он написать так и не смог. Изучая последующие работы автора, можно заметить, насколько они поразительно однообразны и ничем не отличаются от остальных живописных полотен во второй половине девятнадцатого века. Произведение – «Неравный брак» – пример подлинного шедевра, который потомки будут обсуждать еще ни одно столетие.
Вся гениальность этой картины заключена в мелочах. Если их игнорировать, то произведение превращается в просто мастерски написанное полотно. Именно за деталями нужно следить, чтобы открыть для себя истинный смысл произведения.
Конечно, и другие известные современному зрителю художники изображали страдающих молодых невест, расчётливых родителей и престарелых богатых женихов. В этих произведениях все было излишне драматично: заломанные руки, слезы, искаженные горем лица. Но на картине видна неподдельная печаль, настоящее глубокое чувство как раз в тот момент, когда священник надевает кольцо на палец девушке. Такие союзы в то время были довольно обыденным явлением. Например, шестнадцатилетнюю Анну Керн, которой А. С. Пушкин посвятил строки «Я помню чудное мгновенье...», выдали замуж за 52-летнего генерала.
Есть в шедевре Пукирева детали, смущающие зрителя больше всего. Это две старухи, одна из которых стоит справа и сзади от жениха, а вторая выглядывает из-за спины. Но что же в этом необычного? Может это сестры жениха? Достаточно обратить внимание на их внешний вид, чтобы заподозрить что-то неладное. У обеих старух на голове свадебные венки, одна из них одета в белое одеяние, похожее на погребальный саванн, а другая стоит за священником, нарушая церковные правила. Не сложно догадаться что эти женщины мертвы. После такого открытия сцена, изображенная на картине, воспринимается совершенно по-другому. Почтительная поза священника говорит нам о жертве, которую приносит невеста, ведь она не просто выходит замуж за старика, она обрекает себя на страдания.
Свет на полотне, подобный свету на картинах Караваджо, падает сверху слева, указывая зрителю на смысловой центр произведения. Это бессильно тянущаяся к кольцу рука совсем юной девушки. Взгляды персонажей картины также говорят о многом. Те самые загубленные невесты смотрят на жениха, все остальные обращены к невесте, а сама несчастная безвольно опустила глаза. Тут-то зритель и замечает фигуру самого художника, изобразившего себя на собственном полотне. Он с горечью отвернулся от всего происходящего.
Дальнейшая биография Василия Владимировича Пукирева весьма неудачна. После продажи своего первого шедевра, он на несколько лет уехал из России, стремясь сбежать от личной трагедии. Это и не удивительно, ведь невеста на картине – Прасковья Варенцова – возлюбленная художника. Судьба Пукирева закончилась нищетой, забвением и алкоголем. Не стала счастливой и сама модель, которая доживала свои последние дни в богодельне.
Комментирование недоступно Почему?