Русский народный лубок XIX века – Predanie kak soldat spas Petra Velikago ot smerti
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).
Поделиться ссылкой в соцсетях:
Комментирование недоступно Почему?
В верхнем ряду выделяется центральный эпизод – охота. Пётр Великий изображён верхом на коне, окружённый свитой и преследующий дикого кабана. Слева и справа от этой сцены расположены изображения всадников, вероятно, также участников охоты или сопровождающих Петра I.
Нижний ряд посвящён непосредственно моменту спасения. На первом листе солдат, выбежав из строя, перекрывает путь разъездчикам, преследующим царя. Следующий лист демонстрирует момент, когда солдат бросается на защиту Петра I, принимая удар стрелы вместо него. Завершает ряд сцена, где солдата награждают за его храбрость и верность.
Стилистически работа выполнена в манере, характерной для гравюры XVIII века: чёткие линии, контрастные тени, внимание к деталям костюмов и архитектуры. Изображения лишены особой эмоциональной выразительности, что придаёт им сухой, документальный характер.
Подтекст изображения заключается не только в повествовании о конкретном историческом событии, но и в прославлении верности долгу, самопожертвования и преданности государю. Солдаты предстают как воплощение этих добродетелей, готовые отдать жизнь за своего правителя. Сюжетная линия подчёркивает важность личной храбрости и решительности в критических ситуациях. Использование гравюры как формы искусства указывает на стремление автора к широкому распространению этой истории среди населения, что было характерно для пропагандистского искусства того времени.