Рейксмузеум: часть 4 – Иероним Босх -- Рождество, 1550-1600
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).
Поделиться ссылкой в соцсетях:
Комментирование недоступно Почему?
На картине Иеронима Босха Рождество изображена сцена поклонения младенцу Христу, но выполнена она в характерной для художника сюрреалистической и гротескной манере. В центре композиции находится младенец Иисус в яслях, окружённый четырьмя ангелами, которые играют на музыкальных инструментах, что является традиционным элементом сцены Рождества. Вокруг яслей собрались Мария и Иосиф, их позы выражают смирение и благоговение. Однако, помимо них, присутствуют и другие, менее очевидные персонажи.
Слева, в глубине здания, изображены два человека: один, судя по всему, занят приготовлением пищи над огнём, освещая сцену резким светом, другой – в клетке, чем-то обеспокоен. Справа, за Марией, из тени выступает мужчина с ножом в руке, его лицо выражает странную, почти зловещую улыбку. У его плеча виден ослиный профиль, символ смирения и скромности, но его присутствие здесь также выглядит необычно.
На заднем плане видны элементы пейзажа, которые добавляют картине таинственности: птицы в небе, холмы, городские постройки. Свет на картине неравномерный, он создаёт контрасты и усиливает ощущение странности происходящего.
Подобная трактовка библейского сюжета, с включением бытовых, а порой и тревожных деталей, характерна для Босха. Он часто использовал символизм, чтобы передать свои размышления о человеческой природе, грехе и спасении. В данном случае, juxtaposition мирных и тревожных элементов может символизировать двойственность мира, где даже в момент величайшего чуда присутствуют обыденность и, возможно, намёк на будущие страдания.