Генри Нельсон О’Нил – Последние часы Моцарта (1756-91)
холст, масло
Где находится оригинал: Городской музей, Лидс (Leeds Museums and Galleries, Leeds City Council, Leeds).
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).
Поделиться ссылкой в соцсетях:
Комментирование недоступно Почему?
На картине изображена сцена в скромной комнате, освещённой тусклым светом, проникающим через окно. В центре композиции – лежащий на кровати человек, окружённый группой мужчин и женщин. Его поза выражает слабость и беспомощность, а бледное лицо подчёркивает состояние болезни. Он лежит под одеялом, его голова опирается на подушку, а в руках у него листок бумаги, предположительно нотная запись.
Вокруг него собрались музыканты, держащие в руках партитуры и внимательно следящие за происходящим. Их лица выражают смесь сочувствия, печали и сосредоточенности. Один из них склонился над кроватью, словно пытаясь уловить последние слова или мелодии от умирающего. Другие стоят или сидят вокруг кровати, образуя полукруг, который подчёркивает их связь с центральной фигурой.
В левой части комнаты стоит контрабас и разбросанные листы нот, что указывает на музыкальную деятельность. Окно задрапировано тяжёлой тканью, создавая ощущение замкнутости и уединённости. В правой части картины видна стена, украшенная предметом, напоминающим старинный фонарь или светильник.
Композиция картины построена таким образом, чтобы подчеркнуть трагизм момента. Свет падает на лежащего человека, выделяя его из общей массы и акцентируя внимание на его страданиях. Цветовая гамма приглушённая, преобладают тёмные тона, что создаёт атмосферу скорби и уныния.
Подтекст картины заключается в изображении творческого процесса, продолжающегося даже в последние минуты жизни. Музыканты не отходят от своего дела, а пытаются сохранить наследие умирающего гения. Это может быть интерпретировано как символ бессмертия искусства и его способности преодолевать смерть. Также можно увидеть намёк на социальное неравенство: музыканты, вероятно, являются представителями высшего сословия, в то время как комната, где происходит действие, довольно скромна. Эта деталь подчёркивает контраст между гениальностью человека и обстоятельствами его жизни.