Вильгельм фон Каульбах – Вавилонская башня
1869. Гравюра на стали с фрески на лестнице Нового музея в Берлине
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).
Поделиться ссылкой в соцсетях:
Комментирование недоступно Почему?
На представленной гравюре мы видим масштабную сцену хаоса и разрушения, разворачивающуюся вокруг массивной конструкции, устремлённой ввысь. Композиция построена на контрасте между возвышающейся структурой и беспорядочной толпой людей, животных и строительных материалов, раскинувшихся у её подножия.
В верхней части изображения – фигура, облачённая в божественные одежды, окружённая сиянием и сопровождаемая двумя ангелами. Они жестикулируют, словно указывая на происходящее внизу, что подразумевает их роль в событиях. Их положение над конструкцией подчёркивает превосходство небесной силы над человеческими амбициями.
Основное внимание привлекает многолюдная сцена у основания сооружения. Люди изображены в различных позах: кто-то пытается спастись от обрушения, кто-то падает, кто-то в отчаянии смотрит наверх. Среди них можно различить строителей с инструментами, рабочих, переносящих грузы, и даже животных – овец и лошадей, вовлечённых в общий хаос. Одежда персонажей разнообразна: от простых рабочих одежд до более богатых нарядов, что говорит о социальной стратификации участников проекта.
Сам объект возведения представляет собой многоуровневую структуру, напоминающую лестницу или террасу, которая постепенно сужается кверху. На разных уровнях видны строительные леса и инструменты, свидетельствующие о продолжающемся процессе строительства. Однако, в результате некоего события, конструкция частично разрушена, что вызывает панику и смятение среди находящихся на ней людей.
Гравюра пронизана ощущением драматизма и трагизма. Свет и тень используются для усиления эмоционального воздействия: яркий свет акцентирует внимание на божественной фигуре и ангелах, в то время как тёмные участки подчёркивают хаос и отчаяние у подножия конструкции.
На мой взгляд, работа передаёт идею о тщетности человеческих попыток достичь небес собственными силами, а также о наказании за гордыню и непослушание высшей воле. Сцена представляет собой метафору разрушения амбициозных планов, основанных на эгоизме и стремлении к власти.