Николай Константинович Рерих Roerich, Nikolas (1874-1947)
1874,1947Альбом содержит 2680 картин и рисунков Николая Рериха, собран в хронологической последовательности и разбит на 6 частей.
Краткая биография
Николай Константинович Рерих, художник, археолог, писатель, юрист и посланник мира родился в Санкт-Петербурге 9 октября 1874 года. Уже в раннем возрасте у него проявился талант к археологии и рисованию. В возрасте шестнадцати лет он хотел поступить в Академию художеств, чтобы продолжить карьеру художника, но его отец настаивал на том, чтобы он стал адвокатом. Был достигнут компромисс и в 1893 году Николай поступил одновременно в Академию искусств и в Петербургский университет.
Ранние года
В конце 1890-х произошёл расцвет русского искусства, особенно в Санкт-Петербурге, где авангард формировал группы и союзы во главе с молодым Сергеем Дягилевым, который занимался с Рерихом в юридическом училище и был одним из первых, кто оценил его художественный талант. Молодой художник познакомился со многими композиторами и художниками того времени – Мусоргским, Римским-Корсаковым, Стравинским и басом Федором Шаляпиным. Позднее он разрабатывал дизайн нотных наборов для этих композиторов.
После окончания университета Рерих женился на Елене, дочери архитектора Шапошникова и племяннице композитора Мусоргского. У них родились два сына: Святослав и Георгий.
Рерих занял пост секретаря Школы Общества поощрения искусства, став впоследствии его главой, первой из многих позиций, которые Рерих займёт в качестве учителя и деятеля искусств.
Объединение искусств, которое поощрял Рерих, свидетельствовало о его способности гармонизировать и находить соответствия между кажущимися конфликтами или противоположностями во всех сферах жизни. Его талант к синтезу позволил ему соотнести субъективные ощущения с объективной, философской, научной, восточной мудростью с западными знаниями и построить мосты понимания между такими очевидными противоречиями.
Художник и дизайнер
Летом 1903 и 1904 годов Рерихи путешествовали по России и посетили, в общей сложности, около 40 городов. Цель заключалась в том, чтобы противопоставить стили и исторический контекст русских древних памятников, церквей, городских стен и замков. Оказалось, что во многих случаях им пренебрегали столетиями. Будучи археологом и искусствоведом, Николай придавал этому ключевое значение в культурной истории России. Он решил обратить внимание на ситуацию и как-то организовать защиту и сохранение древних памятников, с этой целью он написал серию из семидесяти пяти работ.
Впечатления от этого путешествия имели длительный эффект, поскольку по возвращении в 1904 году Рерих обнародовал план, который, как он надеялся, будет способствовать повсеместной защите таких культурных ценностей, план, изложенный тридцать один год спустя в «Пакте Рериха». Такое мышление не было обычным явлением в те дни, оно подчёркивало важность того, чем сегодня большинство стран мира занимаются в рамках сохранения своего культурного наследия.
В 1906 году Сергей Дягилев организовал выставку русских картин в Париже. Там были представлены шестнадцать работ Николая Рериха. А в 1909 году он представил Шаляпина в «Иване Грозном» Римского-Корсакова с костюмами и нарядами, созданными Рерихом. В половских танцах из «Короля Игоря» Бородина, также оформленного Рерихом и в других балетах Дягилев представил корпус русских танцоров, который позже стал известен как «Русские балеты», в который вошли Павлова, Фокин и Нижинский.
Николай Рерих активно работал вместе с Игорем Стравинским над балетом «Le Sacre du Printemps» («Весенний обряд»).
В 1915-1917 годах семья Рерихов жила в Финляндии. В России разбушевалась революция и возвращение было бы опасным. В 1918-м Николай провёл выставку живописи в Стокгольме и оттуда семья отправилась в Лондон. Сэр Томас Бичем пригласил художника оформить новое производство «Принца Игоря» для оперного театра Ковент-Гарден.
Позже Рерих принял приглашение Чикагского института искусств приехать в Америку. Экскурсия открылась успешной выставкой в Нью-Йорке в 1920 году. Кроме показа более своих 400 картин в американских городах, Рерих работал над декорациями и костюмами к спектаклям «Снегурочка» и «Тристан и Изольда» для Чикагской оперной труппы. Во время своих путешествий по Америке он написал серию картин в Нью-Мексико и в Монхегане, штат Мэн. Его впечатлил дух предпринимательства, царивший в Америке, и Николай описал положительное влияние, которое это развивающееся явление оказало на мир.
В 1921 году он основал Иинститут объединённого искусства в Нью-Йорке, в котором планировал реализовать образовательные концепции, включённые в учебную программу в Санкт-Петербурге. Институт процветал, но не выжил после 1937 года из-за Великой депрессии. Фонды закончились и это вызвало полный крах организации, которую Рерих и его сторонники пытались построить.
В 1949 году институт возродился как Музей Николая Рериха в здании из коричневого камня на 107-й Западной улице, где он работает и по сей день. В нём находится одна из самых обширных коллекций работ художника в мире.
Вера и Дух
В мае 1923 года Рерихи отправились в Индию, где на этой нестареющей земле, среди снегов Гималайского хребта, они стремились объединить свои мысли с вечностью. Они обосновались в Бомбее в декабре 1923 года и оттуда начали путешествовать по культурным центрам и историческим местам, где встречались с индийскими мыслителями, учёными, художниками и писателями. К концу декабря в Сиккиме на южных склонах Гималаев, они начали тяжелый поход через тридцать пять горных перевалов от четырёх до шести с половиной километров в высоту.
Рерих считал, что горы помогают обрести мужество и развить силу духа. И, несмотря на препятствия, куда бы они ни пошли, вера Рерихов в существенную благость жизни и духовность человека только усиливалась.
Шедевры Рериха из Восточной серии девятнадцати картин, изображающих религиозных учителей мира, Мохаммеда, Иисуса, Моисея, Конфуция и Будду, индийских и христианских святых и мудрецов, свидетельствовали о единстве религиозного стремления и общих корнях человеческой веры.
В конце этой масштабной экспедиции, в 1928 году семья обосновалась в долине Куллу на высоте 2000 метров в предгорьях Гималаев. Там они основали свой дом и штаб-квартиру Гималайского научно-исследовательского института Урусвати, который был организован для изучения результатов уже проведённых и будущих исследований. Деятельность Института включала ботанические, этнологические, лингвистические исследования и исследования археологических объектов.
Знамя мира
По возвращении в Нью-Йорк, Николай Рерих предложил заключить договор о защите культурных ценностей в периоды войны и мира. Используя в качестве примера Красный Крест, он подготовил Пакт, в котором предполагалось, что флагом, «Знаменем Мира», будут отмечены все места, находящиеся под его защитой. В дизайне этого флага использованы три сферы, окружённые кругом пурпурного цвета на белом фоне. В основе интерпретации этого символа – союз религии, искусства и науки, которые являются аспектами культуры, изображённой в виде окружности или прошлых, настоящих и будущих достижений человечества, охраняемых в кругу Вечности.
Пакт Рериха был согласован двадцатью странами Северной и Южной Америки и подписан 15 мая 1935 года в Белом доме президентом Рузвельтом, позднее к нему присоединились и другие страны. Этот договор по-прежнему остаётся в силе. Многие люди, группы и ассоциации по всему миру продолжают пропагандировать Пакт, Знамя и их основополагающие принципы.
Рерих был номинирован на Нобелевскую премию мира за работу, проделанную им в области сохранения культурного наследия человечества.
Следование изысканности и красоте мира было священным для Рериха. Он считал, что, хотя земные храмы и артефакты могут погибнуть, мысль, воплощённая в них, не умирает, а является частью вечного потока сознания – стремлений людей, питаемых их направленной волей и энергией мысли. Наконец, он считал, что мир на Земле является главной предпосылкой для выживания человечества и непрерывного процесса духовной эволюции.
Николай Рерих умер в Куллу 13 декабря 1947 года и его пепел был захоронен под горами, которые он так любил и изображал во большинстве из своих почти семи тысяч работ.
Картины Николайа Константиновича Рериха в других альбомах
Петербуржец Николай Рерих вошёл в историю российской культуры не только как тонкий мастер философской живописи, но и как автор многочисленных работ по философии и даже поэт. Во времена учёбы Рериха в Академии Художеств его учителем стал Куинджи, и умение учителя остро чувствовать и передавать природу передалась его ученику.
Рерих с молодости увлекался археологией. Он принимал участие в нескольких археологических раскопках на территории Новгородской, Ярославской, Псковской губерниях и считал, что проникновение в богатую культуру Руси обогатит души современников.
Увлечение Рериха русской культурой переросло в участие художника в создании многочисленных эскизов для церковных фресок и мозаик. Так художник разработал эскиз для киевской церкви Покрова Богородицы, церкви Петра и Павла в Шлиссельбурге, и даже участвовал в разработке иконостаса для церкви Казанской Божьей Матери в пермском Успенском монастыре. Современники отмечали религиозность художника. Он проводил долгие беседы со Святым Иоанном Кронштадтским, и результатом этих бесед были картины, полные задумчивых духовных исканий, посвящённые истории Древней Руси.
Уже тогда, когда Рерих писал картины на исторические темы, такие как «Строят ладьи», «Идолы», он уделяет большое внимание цвету. Цвет на картинах Рериха всегда чист, там много света, буквально излучаемого полотном. Большое место на картинах художника занимают облака. Сочетание белых клубов, нависающих над русскими просторами, придаёт картинам отчуждённо-величественный вид.
Рерих часто касался тематики северной природы. Впечатляет его картина «Святой остров», на котором он изобразил Валаам.
После революции Рерих остаётся в Финляндии, где жил. У него нет возможности вернуться в Россию, и он принимает приглашение от Швеции поучаствовать в художественных выставках, после чего отправляется в Англию. Рерих надеялся, что таким образом он сможет исполнить свою давнюю мечту – побывать в Индии.
Интерес Рериха к Индии проснулся ещё после его участия в экспедиции в Маньчжурию, где он познакомился с буддийской религией. Рерих даже помогал оформлять буддийский храм в Петербурге, который был построен в начале 20 века. После того, как с помощью английских и американских коллег по живописи Рерих сумел побывать на Тибете, в его картинах появились новые мотивы.
Рерих по-прежнему выбирал для своих картин философские сюжеты. Его пейзажи отдалённо напоминают некоторые образцы китайской живописи: на них также величественная природа противопоставлена маленькому по сравнению с ней человеку. Например, на полотне «Восставший сон Востока» над маленькими хижинами клубятся облака. Передача цвета, где сочетаются все оттенки холодных тонов, свойственны именно Рериху. Богатые линии передают ощущении жизни этих клубов пара.
Философская картина «Помни» словно напоминает о том, что жизнь – это умение наблюдать за природой, прислушиваться к ней, ведь только через проникновение в природу можно понять свою душу.
Рерих написал больше 7000 картин. Они выставлены во многих больших музеев России, создано несколько отдельных музеев Рериха в Петербурге, Москве, на Алтае. Рериха продолжают ценить за уникальные полотна, полные медитативной красоты.
Игорь Чергейко
КОММЕНТАРИИ: 10 Ответы
Комментирование недоступно Почему?