Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – Сумасшедший дом
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).
Поделиться ссылкой в соцсетях:
Комментирование недоступно Почему?
Картина Сумасшедший дом Франсиско Гойи изображает сцену в психиатрической лечебнице. В тускло освещённом помещении, напоминающем тюремную камеру с решётчатым окном вверху, царит хаос. Несколько обнажённых или полуобнажённых фигур, некоторые из которых одеты в примитивные головные уборы, суетятся, сидят или лежат на полу. Их позы и выражения лиц передают безумие, отчаяние и агонию.
Центральная фигура, стоящая спиной к зрителю, с обнажённым торсом и в шляпе, поднимает руку, как будто размахивая чем-то или направляя кого-то. Его поза напряжена и неестественна, как и у остальных персонажей. Некоторые из людей выглядят агрессивными, другие, кажется, находятся в трансе или в плену собственных видений.
Подтексты картины глубоки и мрачны. Гойя, будучи свидетелем жестокого обращения с психически больными в своё время, использует эту сцену для критики бесчеловечных условий содержания и отсутствия сочувствия к наиболее уязвимым членам общества. Он показывает, как общество изгоняет и изолирует тех, кто отличается от нормы, лишая их достоинства и превращая в объекты игры или наблюдения. Картина ставит под сомнение понятие здравомыслия, предполагая, что безумие может быть не только внутренним состоянием, но и результатом внешнего давления и жестокости. На мой взгляд, Сумасшедший дом — это мощное социальное высказывание о страданиях, невежестве и условиях, в которых люди теряют свою человечность.