Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – Большой козел или шабаш ведьм, ок.1821-23
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).
Поделиться ссылкой в соцсетях:
Комментирование недоступно Почему?
Вокруг центральной фигуры расположилась группа людей, преимущественно женщин, одетых в скромную одежду. Их лица искажены гримасой страха, восторга или безумия – сложно однозначно определить их эмоции. Они словно заворожённые, поглощены происходящим и лишены воли. Положение тел передаёт ощущение подчинения и зависимости от некоего высшего начала.
Свет на картине неравномерный: он концентрируется на центральной фигуре и некоторых участниках собрания, оставляя остальную часть сцены в полумраке. Это создаёт эффект драматизма и подчёркивает зловещую атмосферу происходящего. Использование приглушённых тонов коричневого и серого усиливает ощущение мрачности и безысходности.
Картина вызывает ряд подтекстов, связанных с народными верованиями о колдовстве и шабашах. Возможно, автор стремился изобразить не буквальное описание мистического события, а скорее метафору человеческой слабости, подверженности влиянию тёмных сил и страха перед неизвестным. Сцена может быть интерпретирована как аллегория социальных или политических процессов, где отдельные личности теряют свою индивидуальность и становятся марионетками в руках могущественных сил.
На мой взгляд, картина производит сильное впечатление своей мрачной атмосферой, экспрессивными образами и многозначностью трактовок. Она заставляет задуматься о природе человеческой души, о границах между реальностью и вымыслом, о тёмных сторонах человеческой натуры.