Рерих Н.К. – Каменный век. Север. Пляски
1904. Бумага, гуашь. 13.4 х 60.8 см.
Где находится оригинал: Государственная Третьяковская галерея, Москва.
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).
Поделиться ссылкой в соцсетях:
Комментирование недоступно Почему?
Фигуры людей выделяются благодаря контрастной цветовой гамме: они одеты преимущественно в серые и охристые тона, что создаёт ощущение приземлённости и связи с землёй. Некоторые персонажи подняли руки вверх, словно в экстазе или молитве, другие же замерли в динамичных позах, передающих энергию движения. Их лица не детализированы, что позволяет зрителю проецировать на них собственные эмоции и интерпретации.
Особое внимание привлекают животные, присутствующие в сцене. Они изображены с гротескными чертами, их морды искажены гримасами, а глаза кажутся безумными. Взаимодействие людей и животных неоднозначно: они находятся рядом друг с другом, но не взаимодействуют напрямую, создавая ощущение странной сопричастности и одновременно отстранённости.
Композиция картины выстроена таким образом, что акцент делается на коллективном действии, а не на индивидуальных чертах персонажей. Горизонтальное расположение фигур создаёт эффект бесконечности, подчёркивая цикличность ритуала и его связь с вечным круговоротом природы.
В картине можно усмотреть подтекст, связанный с первобытными культами и обрядами, с попыткой человека установить связь с потусторонними силами через танец и взаимодействие с животными. Гротескность образов может символизировать страх перед неизвестным и стремление обрести контроль над ним посредством ритуальных действий. В то же время, картина может быть интерпретирована как метафора коллективного бессознательного, где животные олицетворяют инстинкты и первобытные импульсы, а танец – способ их выражения и освобождения.