Никола Пуссен – Пан и Сиринга
1637. 106х82
Где находится оригинал: Галерея старых мастеров, Дрезден (Gemäldegalerie Alte Meister, Dresden).
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).
Поделиться ссылкой в соцсетях:
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
* * *
Пуссена мир, изъятый из
Мифологичности отчасти.
Есть живопись отменной власти –
Но эта власть поднимет ввысь,
Когда внимать способен ей.
И колорит играет нежно.
И данность станет вдруг ясней,
И всё в ней вряд ли безнадежно.
Комментирование недоступно Почему?
На картине маслом Пан и Сиринга художника Гверчино изображена сцена из древнегреческой мифологии, наполненная динамикой и эмоциональным напряжением. На переднем плане, в окружении пышной зелени лесной поляны, происходит погоня. Бог Пан, с козлиными ногами и рогами, в явно возбуждённом состоянии преследует нимфу Сирингу, которая пытается убежать. Ее тело изгибается в попытке увернуться, а взгляд выражает страх и отчаяние.
Композиция картины подчёркивает эту драматическую сцену. Фигуры расположены по диагонали, создавая ощущение движения и стремительности. Голубое небо с облаками на заднем плане и тенистая листва деревьев контрастируют с освещёнными телами персонажей, выделяя их и усиливая драматизм.
Помимо главных героев, на картине присутствуют и другие фигуры. Слева, полулёжа, расположилась женщина, возможно, другая нимфа, которая наблюдает за происходящим с невозмутимым спокойствием, или же она является сторонним наблюдателем, символизирующим безразличие природы к человеческим страстям. Рядом с ней дремлет маленький ребёнок, олицетворяющий невинность или, возможно, символизирующий последствия страсти. Внизу картины, у ног главных героев, лежат два путти (ангелочки) в римской мифологии, один из которых держит лук и стрелу, а другой, вероятно, является его спутником. Их присутствие намекает на роль любви и страсти в этой мифологической истории.
Смысловые подтексты картины многогранны. Основной мотив – это тема неудержимой страсти и попытки ее избежать. Пан, олицетворяющий примитивные инстинкты и природные желания, пытается завладеть Сирингой. Сиринга же, символизируя хрупкость и невинность, стремится к спасению. Ее преображение в тростник, согласно мифу, происходит в момент, когда Пан ее догоняет, и из этого тростника он делает свою знаменитую свирель. Картина запечатлела момент перед этим превращением, передавая всю напряжённость и трагизм ситуации.
Картина также может интерпретироваться как аллегория борьбы между низменными влечениями и духовной чистотой, между дикой природой и утончённой красотой. Присутствие путти, как детей Амура, напоминает о том, что страсть, даже разрушительная, является неотъемлемой частью жизни и может быть связана с творчеством (созданием свирели).
Использование яркого света и насыщенных цветов, характерных для стиля барокко, придаёт картине живость и эмоциональную глубину. Игра света и тени создаёт объем и подчёркивает драматизм сцены, делая Пан и Сиринга Гверчино не просто иллюстрацией мифа, но и глубоким размышлением о природе желания, любви и спасения.