Фра Филиппо Липпи – Поклонение волхвов, ок.1445 (фрагмент)
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).
Поделиться ссылкой в соцсетях:
Комментирование недоступно Почему?
На представленном фрагменте полотна мы видим сцену, разворачивающуюся в архитектурном пространстве, напоминающем конюшню или сарай. Свод перекрытия поддерживается деревянными балками, а на нем покоится павлин, чья яркая оперение привлекает внимание.
В центре композиции – группа фигур, расположенных на переднем плане. Среди них выделяются две женские фигуры в светлых одеждах, окружённые золотистыми нимбами. Их лица выражают смирение и благоговение. Рядом с ними находится мужчина в синей шапке, также отмеченный нимбом.
В глубине пространства собралась процессия людей, одетых в разнообразные наряды. Они склоняются перед невидимым объектом поклонения, что указывает на торжественное событие. Некоторые из них приносят дары, другие – просто выражают своё почтение. Фигуры изображены с некоторой схематичностью и плоскостностью, характерной для живописи того времени.
Справа от центральной группы фигур находится мужчина в зелёном одеянии, который жестикулирует, словно направляя или приветствуя прибывших. Его поза динамична и добавляет сцене движения.
В левой части фрагмента изображены несколько животных – крупный рогатый скот, что может указывать на связь с библейским сюжетом о рождении младенца в хлеву.
Цветовая гамма картины приглушённая, преобладают тёплые тона: охристый, коричневый, золотистый. Использование золота для нимбов и отдельных деталей подчёркивает их значимость и святость.
Подтекст сцены очевидно связан с религиозным событием – поклонением мудрецов или волхвов. Павлин на перекрытии может символизировать царственность и божественную благосклонность, а животные – скромное происхождение младенца. Схематичность фигур и плоскостность изображения характерны для раннего Возрождения и подчёркивают духовную значимость события над реалистичным изображением.