Питер Пауль Рубенс – Пьяный Силен
1616-17. 212х214. Старая пинакотека Мюнхен
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).
Поделиться ссылкой в соцсетях:
Комментирование недоступно Почему?
В центре картины изображён массивный, бородатый мужчина, Силён, который, судя по его шаткой позе и растрёпанному виду, находится в состоянии сильного опьянения. Его поддерживает чёрный человек, а сзади и сбоку его окружают другие фигуры: сатиры, женщины, дети и животные, такие как львы и козы. Внизу композиции две фигуры детей, одна из которых, возможно, младенец, кормится грудью.
Картина является воплощением празднества и гедонизма, типичных для античных мистерий и мифов. Силён, как спутник бога Диониса (Вакха), олицетворяет безудержное веселье, освобождение от социальных норм и погружение в плотские наслаждения. Виноградные лозы, обвивающие Силена, и гроздья в его руке напрямую указывают на его связь с вином и экстазом.
Подтексты картины многогранны. Это и прославление жизни с ее радостями и излишествами, и, возможно, предостережение о разрушительной силе пьянства. Группой персонажей, окружающих Силена, художник показывает, как опьянение может объединять самых разных людей, стирая социальные границы. В то же время, наличие детей и животных в сцене добавляет контраст и подчёркивает как природную, так и невинную стороны жизни, которая контрастирует с пьяным угаром. Глядя на эту картину, можно размышлять о двойственности человеческой натуры: о стремлении к самозабвению и удовольствию, и о хрупкости и невинности, сосуществующих с этим.