Дрезденский алтарь Альбрехт Дюрер (1471-1528)
Альбрехт Дюрер – Дрезденский алтарь
1496. 117x96 (центральная панель), 114x45 (створки)
Редактирование атрибуции
Скачать: 5632×3071 px (3,9 Mb)
Художник: Альбрехт Дюрер
Где находится оригинал: Галерея старых мастеров, Дрезден (Gemäldegalerie Alte Meister, Dresden).
Об истории создания и авторстве боковых частей триптиха до сих пор ведутся споры. Эксперты сходятся во мнении, что центральная часть алтаря принадлежит кисти Дюрера, левая и правая панели, добавленные позже, возможно выполнены его учениками, либо же это работы Кранаха или кого-то из нидерландских мастеров. Сюжет центральной панели – Дева Мария, склонённая над младенцем-Христом. Сдержанность красок, скульптурная, чёткая прорисовка образов, резкость штрихов – всё подчёркивает выдержанно-спокойный характер изображения.
Об истории создания и авторстве боковых частей триптиха до сих пор ведутся споры. Эксперты сходятся во мнении, что центральная часть алтаря принадлежит кисти Дюрера, левая и правая панели, добавленные позже, возможно выполнены его учениками, либо же это работы Кранаха или кого-то из нидерландских мастеров.
Сюжет центральной панели – Дева Мария, склонённая над младенцем-Христом. Сдержанность красок, скульптурная, чёткая прорисовка образов, резкость штрихов – всё подчёркивает выдержанно-спокойный характер изображения. Картина выполнена в технике темперной живописи. Вероятно, она была избрана Дюрером для ускорения выполнения заказа, поступившего художнику от Фридриха III, курфюрста Саксонии.
В работе есть несколько интересных деталей-символов. Лежащая на подоконнике груша, у ног спящего младенца, соотносима с первородным грехом, раскрытая книга на подставке – со Священным Писанием. Над головой Марии помещён богато украшенный венец, который держат два ангела. В комнате присутствует ещё несколько ангелочков, занятых уборкой. Чёткая линейная перспектива помещения, скрупулёзная проработка всех его элементов и мастерская Иосифа, видная зрителю через окно на заднем плане, играют роль дополнительных инструментов для создания колорита.
На боковых панелях триптиха изображены св. Себастьян и св. Антоний. Они были написаны и добавлены позже, приблизительно в 1503 – 1504 годах. Их появление связывают со свирепствующей в то время в Европе эпидемией чумы. Вероятно, дополнительные части алтаря были призваны защитить больных.
Произведение – часть коллекции Дрезденской картинной галереи.
Кому понравилось
Пожалуйста, подождите
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Нужно авторизоваться на сайте
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).



















Комментирование недоступно Почему?
В левой части мы видим мужскую фигуру в богатых одеяниях, с длинной седой бородой и усами. Он сидит за столом, на котором лежит раскрытая книга. Над его головой парят несколько ангельских фигур, создавая ощущение небесной поддержки или благословения. Взгляд фигуры направлен вниз, на книгу, что может символизировать мудрость, знание или размышление над священным текстом.
Центральная часть композиции занимает Мария с младенцем. Она изображена в зелёном одеянии, склонившейся над своим сыном, который лежит на подушке. В ее руках – перо и чернильница, что указывает на занятие писательством или переписыванием священных текстов. За Марией видна архитектурная перспектива, открывающая вид на городскую панораму. Небесные существа окружают Марию и младенца, подчёркивая их божественную природу.
В правой части изображена мужская фигура без верхней одежды, с тёмными волосами и серьёзным выражением лица. Он сидит за столом, на котором находятся сосуды или кубки. Над его головой также парят ангелы. Фигура выглядит задумчиво и отрешённо, возможно, символизируя смирение или готовность к жертве.
Цветовая гамма картины сдержанная, преобладают тёплые тона коричневого, зелёного и золотого. Использование света создаёт контраст между фигурами и фоном, акцентируя внимание на ключевых элементах композиции.
На мой взгляд, работа вызывает ощущение благоговения и духовности. Композиция, вероятно, повествует о событиях из Священной истории, подчёркивая важность веры, знания и жертвенности. Использование символических деталей позволяет зрителю глубже понять замысел автора и погрузиться в религиозный контекст произведения.