Иоганн-Баптист Лампи – Портрет светлейшего князя Платона Александровича Зубова
1793. 108×88
Где находится оригинал: Государственная Третьяковская галерея, Москва.
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).
Поделиться ссылкой в соцсетях:
Комментирование недоступно Почему?
На картине представлен молодой человек, запечатлённый в момент задумчивости. Он сидит на кресле с обивкой насыщенного красного цвета, что создаёт контрастный фон для его фигуры и подчёркивает статусность персонажа. Поза модели непринуждённа, но одновременно демонстрирует достоинство: он слегка наклонён вперёд, держа в руке документ, словно обдумывая написанное.
Одежда героя соответствует моде эпохи Просвещения – бархатный камзол глубокого синего цвета, украшенный меховой оторошкой, и нежно-розовая рубашка с кружевным жабо. Цветовая гамма одежды, в сочетании с бледной кожей модели, создаёт ощущение утончённости и аристократизма.
В пространстве за спиной персонажа заметны предметы, указывающие на его интеллектуальные интересы: глобус, чернильница с пером и развёрнутая карта. Эти атрибуты намекают на широту кругозора, образованность и, возможно, участие в государственных делах. Карта, лежащая на столе, может символизировать интерес к географии, политике или военному искусству.
Взгляд модели направлен немного вверх и влево, что придаёт его лицу выражение сосредоточенности и внутренней рефлексии. Выражение лица сложно интерпретировать однозначно – в нем можно уловить и задумчивость, и лёгкую грусть, и даже намёк на скрытую силу воли.
Композиция картины выстроена таким образом, что акцент делается на лице и верхней части фигуры модели. Фон затемнён, что позволяет зрителю сосредоточиться на главном герое и его атрибутах. Свет падает на лицо и руки персонажа, подчёркивая их текстуру и детали.
На мой взгляд, картина создаёт впечатление портрета человека образованного, амбициозного и обладающего высоким социальным статусом. Подтекст произведения заключается в демонстрации не только внешнего благополучия, но и интеллектуальных способностей и внутреннего мира модели. Использование символических предметов позволяет предположить о его интересах и занятиях, а поза и выражение лица – о характере и душевном состоянии.