Ганс Мемлинг – Триптих -Страшный суд- (открытые створки), 1467, фрагмент
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).
Поделиться ссылкой в соцсетях:
Комментирование недоступно Почему?
На представленном фрагменте полотна мы видим сцену апокалиптического характера, наполненную драматизмом и напряжением. Композиция выстроена вокруг центральной фигуры – ангела, облачённого в ниспадающую белую одежду, с широкими крыльями, который активно вмешивается в происходящее. Он держит длинное копье, которым отбрасывает назад одну из фигур, изображающих грешников.
Грешники представлены обнажёнными, их тела выражают страх и отчаяние. Позы персонажей передают ощущение падения, борьбы и мучения. Лица искажены гримасой боли и ужаса, глаза широко раскрыты в предсмертном крике. Некоторые из них пытаются ухватиться за что-либо, чтобы избежать участи, другие распростёрты на земле в бессильной позе.
В задней части сцены виднеется пейзаж – холмистая местность под мрачным небом. На фоне разворачивающихся событий можно заметить ещё несколько фигур, вероятно, также грешников, подвергающихся наказанию. Справа от центральной фигуры ангела изображён демонический персонаж с характерными признаками: рогами и ухмылкой, что подчёркивает противостояние добра и зла.
Художник использует контраст света и тени для усиления драматического эффекта. Яркий свет падает на фигуру ангела, выделяя его из общей массы грешников, в то время как тела падших персонажей погружены во мрак. Цветовая гамма картины приглушённая, преобладают землистые оттенки, что создаёт атмосферу скорби и отчаяния.
Подтекст сцены очевиден: это изображение суда над грешниками, где праведные избавлены, а нечестивые подвергаются наказанию. Использование обнажённых тел может символизировать уязвимость человеческой природы перед лицом божественного правосудия и лишение защиты, которое даёт одежда. Активное участие ангела с копьём подчёркивает его роль в исполнении воли небесной силы. На мой взгляд, фрагмент полотна передаёт мощное послание о необходимости покаяния и страхе перед последствиями греха.