Чем отличается кинопленка от фотопленки и как на нее снимать? читать ~7 мин.
В последнее время мы видим всплеск интереса к аналоговой фотосъёмке. Фотографы-любители и профессионалы экспериментируют с плёнкой и плёночными камерами, практикуясь в жанрах портрета, пейзажа и различных форматах творческой фотографии. Начинающих и опытных мастеров подкупает «ламповый» характер картинки, «тёплое» плёночное зерно и возможность передать с помощью аналоговых шумов глубину композиции, недоступную цифровому формату.
Растёт и популярность киноплёнки у фотографов в силу её более высокого качества, тонкого зерна, широкого динамического диапазона и «кинематографического» цвета – насыщенных, но естественных тонов. Можно ли снимать фотографии на киноплёнку? В чём разница и каковы особенности этого процесса? Попробуем разобраться.
Разные форматы фотоплёнок и киноплёнок
Фотоплёнка – это светочувствительный материал на гибкой полимерной основе, покрытий светочуствительной эмульсией с галогенидами серебра. Материал используется для съёмки статичных кадров.
Фотоплёнка бывает черно-белая, цветная и слайдовая. Черно-белая плёнка передаёт цвета в оттенках серого и содержит галогениды серебра, которые темнеют под воздействием цвета при проявке. Такой материал обладает широким динамическим диапазоном и хорошей детализацией. Плёнка проста в обработке и может использоваться и проявляться даже в домашних условиях начинающим фотографом.

Цветная негативная плёнка имеет три эмульсионных слоя, чувствительных к трём основным цветам – красному, синему и зелёному. После проявки она предоставляет изображение в дополнительных цветах, которые при печати преобразуются в натуральные. Применяется для широкого круга задач – съёмки портретов, пейзажей, репортажных кадров.
И, наконец, слайдовая плёнка сразу же после проявки даёт позитивный цвет – прозрачное изображение, пригодное для проекции. Используется в профессиональной фотографии и диапроекции.
Самыми распространёнными форматами фотоплёнки стали 135 (35 мм) и 120 мм (средний формат). Первый – шириной 35 мм – является популярным стандартом, распространёнными и пригодным для несложной обработки и фотопечати. Кроме универсальности и широты разновидностей он отличается недостатками – невысокой детализацией и ограничениями для широкоформатной печати.
Плёнка 120 (шириной 61,5 мм) характеризуется более крупным кадром и высоким качеством изображения, хорошей глубиной резкости, но проигрывает своей 35-миллиметровой «сестре» из-за высокой стоимости, размера и веса камер.
Киноплёнка – это тоже светочувствительный материал на гибкой основе, но имеющий перфорацию по краям и предназначенный для высокоскоростной записи движущегося изображения. Основные её форматы: 35 мм, 16 мм, 8 мм.
Первый – самый распространённый – с различными сочетаниями сторон кадра используется с начала прошлого века и вплоть до 2000-х годов оставался главной «рабочей лошадкой» кинематографа. Сейчас на этот формат снимают арт-хаус или рекламу. 16 мм (среднеформатная киноплёнка) – баланс цены и качества – рекомендуется для начинающих киноделов и учебных произведений, а 8 мм является более устаревшим и простым форматом и сейчас используется для придания материалу особой доцифровой эстетики.
Коротко говоря, киноплёнка предназначена для движения, а фотоплёнка для статических картинок, что определяет и их технические характеристики. Видеоматериал отличается большей степенью детализации, как правило более широким динамическим диапазоном.
Основные отличия киноплёнки от фотоплёнки
Основные отличия заключаются, в первую очередь в процессе экспонирования и проявки. Фотоплёнка в силу статичности имеет большую свободу в настройках экспозиции, а киноплёнка ограничена в этом смысле тем что используется в движении с применением фиксированной выдержки и, как правило, низким ISO.
Первая предполагает несложный процесс проявки (например, C-41 или ч/б процессы), а вторая отличается непростым способом проявки ECN-2.
Общий состав эмульсии двух плёнок похож, но у киноплёнки применяется 10-20 слоёв (против 3-4 у фотоплёнки), используется рем-джет, мелкое зерно и имеется чёткое разделение на Daylight и Tungsten. Киноматериал чаще всего имеет оптимизацию на цветовые температуры 5500-6000 или 3200 К, что соответствует солнечному свету и искусственному освещению.
Киноплёнка даёт более кинематографичные (приглушённые зелёные и красные) цвета и низкий либо средний контраст. Она выпускается на более прочной и тонкой основе, чтобы выдерживать быструю протяжку, отличается большим динамическим диапазоном и меньшей чувствительностью.
Киноплёнка часто имеет Remjet – рем-джет слой, который находится на обратной стороне плёнки, состоит из желатина и графита и выполняет ряд функций для улучшения изображения и облегчения съёмки. Рем-джет – большая проблема при проявке, так как он требует профессионального и очень аккуратного снятия. Не все лаборатории предоставляют услугу проявки киноплёнок, но фотолаборатория Karmir в Ереване – одна из немногих на просторах СНГ, где выполняют полноценную проявку с удалением рем-джета.
Можно ли снимать фото на киноплёнку?
Фото снимать на киноплёнку не только можно, но и нужно! Но, необходимо учесть, что её использование требует учёта ряда особенностей. К ним относятся, в частности, правильный выбор материала, учёт особенностей при съёмке и сложностей при проявке.
К популярным у фотографов киноплёнкам относятся, например, Kodak Vision3 250D или 500T. Их необходимо перезарядить в стандартные 35 мм кассеты. А проблему удаления ремджета может решить Cinestill 800T – плёнка, лишённая его и адаптированная специально для фото. Заслуживают внимания и независимые бренды, которые производят киноплёнку для фотографов. К ним, например, относятся Cinestill 800T, Karmir 500T, Reflex Lab 800.
При съёмке фотографу следует учитывать особенности киноплёнки – своеобразную, непохожую на фотоматериалы цветопередачу и широкий динамический диапазон, который даёт лучшую проработку теней и света. Помните, она имеет мелкое зерно и даёт хорошую детализацию.
А к сложностям можно отнести непростую и требующую большого опыта проявку киноплёнки с удалением рем-джета.
Как снимать на киноплёнку: практические советы
Дадим несколько практических советов для начинающего фотографа, осваивающего новый материал – кинопленку.
В первую очередь выберите «правильную» плёнку (Daylight или Tungsten) с учётом специфики именно Вашей съёмки и её условий. Пейзажи, уличная фотография, солнечные дни или ситуации, когда требуются чистые, холодные цвета – условия для «Daylight».
Интерьеры, концерты, помещения или тёмное время суток – работа для «Tungsten». Если сомневаетесь какую плёнку выбрать, купите по одной кассете того и другого типа и сравните результат.
Используйте 35 мм камеры, подберите плёнку с учётом ISO под необходимые условия съёмки, поставьте выдержку 50-100, чтобы избежать «цифровой» картинки (при более короткой выдержке) или motion blur (при более длительной), установите диафрагму с учётом необходимой ГРИП и снимайте. При установке экспозиции учтите, что киноплёнка любит недоэскпонированность около ⅓ ступени – она лучше сохраняет детали в цветах.
При съёмке с лампами накаливания на Tungsten-плёнку помните, что возможно потребуется применение фильтра 85В или коррекция при сканировании.
Особый этап – поиск профессиональной лаборатории, работающей с ECN-2. От правильного выбора зависит результат всего процесса. Некачественная проявка в лаборатории как и самостоятельная домашняя проявка может свести на нет все усилия и весь труд. Аналогично, и сканирование киноплёнки требует навыков и профессиональных знаний в силу сложной её эмульсии и цветового профиля. Необходим выбор правильного цветового профиля при сканировании, ручная цветокоррекция и коррекция контраста, использование LUT-пресетов и LUT-паков. Модель сканера также влияет на цвет и контраст требует профессиональной коррекции.
Примеры известных проектов или фотографов, снимающих на киноплёнку
Благодаря уникальной цветопередаче и интересной кинематографической эстетике фотографы активно используют киноплёнку в своей работе. Одной из главных сфер применения остаются фэшн-фотография и портретная съёмка, где с помощью разных плёнок мастера добиваются особых скинтонов. Популярностью пользуется и документальная фотография, в силу высокого динамического диапазона киноплёнки и уникальной передаче деталей в контрастных сценах. Традиционно, востребована киноплёнка и у арт-фотографов которые применяют особенности съёмки и обработки для получения творческих эффектов.
В число известных работ, снятых на киноплёнку, входит книга фотографа Тома Вуда «People», где мастер собрал свои работы за период с 1973 по 1999 год, снятые во многом именно на киноплёнку. Том доказал, что вдохновение лучше перфекционизма, снимая жизнь Лондона и находя сюжеты прямо на улице.
Извествен и фотограф Ник Майо с его малотиражными самодельными изданиями уличных фотографий под названием «Зины», где он работал с использованием киноплёнок и доказал, что текстура плёнки может сама выступать отдельным видом дизайна.
Упомянем и Джейсона Ли с его книгами про путешествия в Техас. А серия мастера «Texas Photographs» стала гимном этому южному штату, воспетая плёнкой Kodak и её грубым зерном.
Киноплёнка остаётся необычным, но очень интересным путём в фотографии, давая возможность самореализации фотографа через использование аналогового материала и получение уникальных произведений искусства.
Формат требует большого профессионализма мастера и качественной обработки плёнки, но готов предоставить поистине безграничные возможности в создании своей творческой уникальности.