Использование пастели для создания мягких изображений читать ~18 мин.
Пастельная живопись представляет собой уникальную художественную технику, которая на протяжении столетий остаётся одним из наиболее эффективных средств создания мягких, бархатистых и нежных изображений.
Анализ исторического развития и современных применений пастели показывает, что эта техника обладает исключительными возможностями для передачи тонких цветовых переходов, атмосферных эффектов и деликатных фактур. Исследование выявляет, что пастель занимает промежуточное положение между живописью и графикой, сочетая в себе непосредственность рисунка с живописными возможностями передачи цвета.

Основные преимущества пастели для создания мягких изображений заключаются в её способности к растушёвке, многослойности и сохранении яркости пигментов без использования связующих веществ, которые могут приглушать цвет. Современные художники продолжают развивать традиционные техники, адаптируя их к новым художественным задачам и материалам.
2 Состав и технические характеристики пастели
3 Техники создания мягких изображений пастелью
4 Материалы и инструменты для мягкой пастельной живописи
5 Мастера пастельной живописи и их вклад в развитие техники
6 Эстетические и выразительные возможности пастели
7 Современные тенденции и образовательные аспекты
Историческое развитие пастельной техники
Возникновение и ранний период развития
История пастельной живописи берет своё начало в эпоху Возрождения, когда художники начали экспериментировать с цветными мелками для создания более выразительных произведений. Пастельные мелки, состоящие из сухого красочного пигмента, скреплённого смолой акации (гуммиарабиком), изобрёл в конце XV века французский художник Жан Перреаль для быстрых зарисовок военной компании Людовика XI. Художник познакомил с новой техникой Леонардо да Винчи, который назвал новую технику colorire a secco (окрашивать сухим способом) и использовал её в этюде к портрету Изабеллы д’Эсте Мантуанской (1499).
Слово «пастель» произошло от итальянского слова pasta – тесто или паста, что отражает технологию изготовления этих художественных материалов. В начале XVI века пастель заняла прочное место в европейской художественной жизни. В это время был очень популярен французский карандашный портрет, исполнявшийся с натуры чёрным мелом, сангиной и пастелью в один-два сеанса. Итальянцы называли такое сочетание художественных материалов a pastello.
Пастель возникла в северной Италии в XVI веке и использовалась такими художниками, как Якопо Бассано и Федерико Бароччи. Немецкий художник Ганс Гольбейн Младший и французские художники Жан и Франсуа Клуэ создавали пастельные портреты в тот же период. Эти ранние эксперименты заложили основу для дальнейшего развития техники.
Золотой век пастели в XVIII столетии
XVIII век стал периодом наивысшего расцвета пастельной живописи, когда она достигла статуса полноправной художественной техники. Техника пастели достигла своего расцвета в XVIII веке. В 1663 году техника пастели получила официальное признание и равные права с живописью, когда в Королевскую Академию живописи и скульптуры приняли Дюмустье как первого признанного художника-пастелиста. В 1698 году в Академию был принят французский портретист Жозеф Вивьен – популяризатор техники пастели.
Массовый интерес к портретам в пастели по всей Европе XVIII века был вызван визитом в Париж в 1720-21 годах венецианской художницы-пастелистки. Французский Салон 1704 года демонстрировал двадцать портретов пастелью в натуральную величину художника Жозефа Вивьена, успех выставки повлиял на стремительный рост популярности данной техники.
Портреты в пастели были известны и в предыдущем столетии, но к 1700 году широкая доступность литого листового стекла сделала возможным выполнение этих порошкообразных композиций, всегда требующих защиты поверхности, в масштабе, сравнимом с станковой живописью, что способствовало росту их престижа. Способность пастели имитировать, если не превосходить эффекты масляной живописи, заставляла современных зрителей считать эти работы эстетически сравнимыми.
Многие пастелисты – такие как Розальба Каррьера, Морис Кантен де Ла Тур, Элизабет Виже ле Брюн, Фрэнсис Котс и Джон Рассел – были приняты в академии своих стран или назначены придворными пастелистами, что свидетельствует о высоком уважении, которым пользовался этот материал.
Развитие пастели в России
В России пастель появилась в первой половине XVIII столетия, привезённая иностранными художниками. На протяжении всего XVIII века создателями произведений в этой технике были мастера так называемой россики — иностранные живописцы, работавшие в России. Они выполняли почти исключительно портреты на заказ. Распространение в среде русских художников техника пастели получила несколько позже.
Скорый в изготовлении, исполняемый зачастую в один сеанс, пастельный портрет получил широкое распространение, стал одним из самых любимых видов заказного изображения, выполняя некоторым образом функцию фотографии. Эта техника стала известна в России в середине XVIII века, сначала через работы иностранных мастеров.
Состав и технические характеристики пастели
Основные компоненты пастельных мелков
Пастель представляет собой цветные мелки из тонко размолотой смеси красящего пигмента, мела или особого сорта глины и связующего вещества смолы акации (гуммиарабика). Основные составляющие пастели – это пигмент, наполнитель (белый минерал, который придаёт непрозрачность и объём) и связующее вещество (слабый клей), которое слабо скрепляет два порошкообразных вещества, чтобы их можно было сформировать в мелок для использования.
В XVIII веке идеальный мелок должен был быть достаточно твёрдым, чтобы его можно было держать между пальцами, не ломая, но при этом порошкообразным и мягким настолько, чтобы крошиться при проведении по поверхности. Относительно небольшой диапазон пигментов (в основном те же, что использовались для масляной живописи) использовался для формирования бесчисленного множества цветов, что остаётся характерной особенностью современной коробки с пастелью.
Эти пигменты комбинировались для получения желаемого оттенка, с пропорциональными количествами наполнителя, добавляемыми для получения тонов. Это множество оттенков позволяло пастелистам работать градациями тона, а не цветовыми смесями, чтобы добиться наибольшей яркости.
Процесс изготовления пастельных мелков
Процесс изготовления пастелей в XVIII веке был сложным. Многие этапы должны были выполняться вручную и варьировались в зависимости от состава цвета, начиная с подготовки пигмента путём измельчения и промывки. Поскольку пигменты имеют характерные свойства (такие как сцепляемость, мягкость, хрупкость), каждый должен был координироваться с определённым наполнителем (выбранным из ряда материалов, таких как мел, глина для табачных трубок, гипс и алебастр) и подходящим связующим веществом (среди них камедь трагакант, овсяная сыворотка или обезжиренное молоко) для производства мелков удовлетворительной текстуры.
После смешивания ингредиентов паста делилась и скатывалась в мелки, разрезалась по длине и тщательно высушивалась на воздухе или с помощью тепла, чтобы избежать дефектов и трещин. Сухие пастели исторически использовали связующие вещества, такие как гуммиарабик и камедь трагакант. Метилцеллюлоза была введена как связующее вещество в XX веке.
Современные типы пастели
Пастель бывает трёх типов — «сухая», масляная и восковая. Масляная пастель производится из пигмента с льняным маслом путём прессовки. Аналогично производится «сухая» пастель, за тем исключением, что не используется масло. Основу замеса восковой пастели составляют воск высшего качества и пигменты.
Существует два основных вида сухой пастели: твёрдая и мягкая. Мягкие пастели состоят в основном из чистого пигмента с небольшим количеством связующего вещества. Подходят для широких насыщенных штрихов. Твёрдые пастели реже ломаются потому, что содержат большее количество связующего вещества и прекрасно подходят для рисунка, так как боковую поверхность бруска можно использовать для тона, а торец для тонких линий и проработки деталей.
Техники создания мягких изображений пастелью
Основные приёмы растушёвки и смешивания
Возможно, наиболее распространённой техникой применения пастели является смешивание. Смешивание происходит, когда пастели наносятся слоями на поверхность. Переходы между цветами и значениями сглаживаются путём размазывания или втирания пастели в поверхность. Результатом являются плавные градации значений и цвета на объектах.
Смешивание может выполняться с помощью пальца, растушёвки, ватного тампона или свёрнутого куска бумаги. Другие инструменты включают защитные перчатки для пальцев. Для больших областей предпочтительнее использовать палец для смешивания, но для меньших и более точных областей лучше всего работает растушёвка. Растушёвки можно приобрести по разумной цене в местном художественном магазине, но можно заменить их свёрнутым куском бумаги или бумажного полотенца.
В технике «сухой» пастели широко используется приём «растушёвки», что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета. Классический способ с использованием сухой пастели — это при работе стараться не касаться рисунка, чтобы не смазать изображение. Пастель легко растушёвывается, что является преимуществом на данном этапе работы.
Техника скамблинга для создания мягких эффектов
Скамблинг – это техника применения пастели, при которой лёгкие, но непрозрачные аппликации пастели наслаиваются поверх областей в пределах картинной плоскости. Эти области могли уже получить аппликацию пастели или могли частично покрывать сырую поверхность бумаги.
При использовании скамблинга обычно происходит оптическое смешивание цветов. Оптическое смешивание цветов – это когда цвета, расположенные рядом друг с другом, визуально «смешиваются», вызывая восприятие нового цвета. Например, если жёлтые метки расположены рядом или поверх синих меток – воспринимаемый зрителем цвет может быть зелёным.
Как можно себе представить, физическая текстура – или зернистость бумаги играет важную роль в достигаемом эффекте. Поскольку штрихи скамблинга обычно наносятся легко, текстура бумаги будет «улавливать» материал в областях, где она приподнята, оставляя цвет снизу в углублениях текстуры.
Многослойная техника для достижения глубины
Одним из ключевых аспектов создания мягких изображений является понимание принципов наслоения пастели. При изучении концепции живописи слоями следует представлять развитие слоёв от корней вверх, как при посадке сада. Поверхность определяет количество слоёв – около 4-5 с нешлифованными поверхностями и 5-9 с шлифованными пастельными бумагами.
Чем больше слоёв добавляется, тем больше шансов замутить цвета, поэтому не следует переусердствовать. Обычно сначала укладывают более тёмные значения, постепенно становясь светлее по мере наслоения, хотя это зависит от предмета изображения. Финальные акцентные штрихи или штрихи фокусной точки нужно рассматривать и планировать заранее.
Важно помнить, что чем больше слоёв пастели на бумаге, тем тоньше должны быть штрихи. Работая с пастелью необходимо помнить, что сыпучий материал достаточно легко поддаётся исправлениям, можно стереть его сухой кисточкой или пальцем, или перекрыть новым слоем нужного оттенка.
Материалы и инструменты для мягкой пастельной живописи
Выбор подходящей бумаги и поверхностей
Для рисования пастелью нужна фактурная поверхность, которая будет удерживать пигмент. Рисунки пастелью обычно выполняются на цветной бумаге. Тон бумаги подбирается исходя из задачи рисунка. Белая бумага мешает оценить насыщенность главных цветов, хотя в ряде работ под определённые задачи она уместна и также доступна для художника.
Пастель обычно рисуется на бумаге, которая должна иметь небольшую текстуру или «зуб», чтобы захватывать и удерживать материал на своей поверхности. Специальная бумага для пастели изготавливается с XVIII века с широко варьирующимися текстурами, некоторые как мелкая наждачная бумага, с флокированной или замшевой отделкой, с выраженными рёбрами или сильно отмеченными сушильными фетрами.
Пастельная бумага обладает богатой цветовой палитрой. Лучше использовать бумагу, сочетающуюся с основными цветами пастели. Подходящая бумага обладает нужной плотностью и текстурой для нанесения материала. Можно использовать крафтовую бумагу, картон и холст. Подходит и акварельная бумага с выраженной текстурой.
В XVIII веке художники неизменно использовали синюю или серую бумагу из-за слегка грубой текстуры таких цветных листов. Это средство является непрозрачным и не зависит от нижележащей яркости бумаги для придания яркости.
Инструменты для создания мягких эффектов
Пастель может манипулироваться множеством способов. Живописный эффект может быть достигнут путём осторожного распределения порошка пальцем или растушёвкой (мягким инструментом, таким как плотный рулон бумаги, кожи или губки), или с помощью кисти.
Среда доступна в различных формах, включая рассыпчатую порошковую пастель и пастельные карандаши, но чаще всего пастель наносится непосредственно цветным мелком. Широкая сторона при мягком нанесении создаёт области светлого тона, выявляющие текстуру бумаги, в то время как более определённые, насыщенные штрихи могут быть достигнуты с помощью кончика мелка и большего давления.
Удобно воспользоваться специальной бумажной растушёвкой, или используя пальцы. Следующий этап — углубление теней и света, подчеркнув текстуру объектов. С этим помогут штрихи: точками, мазками, наслоением одного цвета на другой.
Фиксация и сохранение пастельных работ
Поскольку пастель остаётся на поверхности бумаги, она может быть легко стёрта, если не защищена стеклом или фиксирующим спреем из клеевого раствора или гуммиарабика. Фиксативы, однако, имеют недостаток в том, что они имеют тенденцию изменять тон и сглаживать зернистость пастельных рисунков.
После завершения работы необходимо обработать рисунок специальным лаком-фиксативом. Он защитит работу от осыпания и смазывания и позволит сохранить её в первозданном виде на длительное время. Лучше всего хранить пастельные рисунки в рамке под стеклом.
Готовые рисунки, выполненные мягкими пастелями, требуют защиты – либо обрамления под стеклом, либо распыления фиксатива для предотвращения размазывания, хотя фиксативы могут повлиять на цвет или текстуру рисунка. Хотя это возможно, не рекомендуется использовать лак для волос в качестве фиксатива.
Мастера пастельной живописи и их вклад в развитие техники
Великие пастелисты XVIII века
Наибольшую популярность среди художников пастель получила в XVIII веке, когда она использовалась главным образом для портретной живописи. Розальба Каррьера (итальянка), Жан-Батист Шарден, Франсуа Буше, Морис-Кантен де Ла Тур, Жан-Батист Перронно (все французы), Жан-Этьен Лиотар (швейцарец) и Антон Рафаэль Менгс (немец) были среди главных мастеров пастели.
Первой действительно всемирно известной художницей-пастелистом была Розальба Каррьера (1673 – 1757) из Венеции. Она начинала как художница портретных миниатюр, которые тогда считались подходящим жанром для женщин. Вырвавшись на свободу, она стала «первой художницей-пастелистом» как кто-то действительно всемирно известный и определяемый своими пастелями. Ее большие пастели продавались принцам и дворам по всей Европе, где они вешались в явном соперничестве рядом с обычными масляными портретами.
Каррьера принесла новый статус жанру, утвердив пастельную живопись как достойную равного времени с маслом. Ее автопортрет около 1746 года замечателен своей откровенной честностью, смелостью и оригинальностью. В то время, когда художники изображали женщин как идеализированных покорных красавиц, предназначенных для привлечения аппетитов власти.
Импрессионисты и возрождение пастели
Пастель была во многом возрождена и оживлена в последней трети XIX века французским искусством. Клод Моне, один из самых известных и любимых художников в истории искусства, имел удивительно значительную роль как рисовальщик. Моне долгое время рассматривался как антирисовальщик, художник, который рисовал свои сюжеты непосредственно и чьи редко виденные графические работы были второстепенными для его художественного процесса.
В действительности, Моне начал свою карьеру как карикатурист и в подростковом возрасте развил страсть к рисованию, которая никогда не угасала. Он продолжил овладевать техникой пастели и включил семь работ в первую импрессионистскую выставку в 1874 году. Ссылаясь на недавно обнаруженные, неопубликованные документы, которые опровергают принятый образ художника, открывается обширная группа графических работ, созданных на протяжении карьеры художника.
Эдгар Дега был особенно известен своими пастелями, часто изображающими балерин и других танцоров. Его работы демонстрировали, как пастель может быть использована для создания как нежных, так и драматических эффектов. Одилон Редон также внёс значительный вклад в развитие пастельной техники.
Современные интерпретации и инновации
В XX веке пастель продолжала развиваться, найдя применение не только в традиционных жанрах, но и в современном искусстве. Чезаре Тачи был членом школы Пьяцца дель Пополо. Экспериментальные и инновационные картины середины шестидесятых годов XX века создавались с использованием промышленно произведённых тканей. Крупномасштабные текстильные коллажи, помимо окраски эмалью, пастелями и фломастерами, также приобретали рельефную текстуру благодаря мебельному наполнителю.
В этих работах мы находим изображения друзей художника, его собственные автопортреты или изображения, сделанные на основе фотографий. Узор, текстура ткани и мягкость возникающего рельефа вместе с концептуальным характером творческой техники произвели большое впечатление на зрителя и породили новые ассоциации.
Эстетические и выразительные возможности пастели
Уникальные качества пастельного изображения
Оптическая яркость работы пастелью является результатом как отсутствия желтеющих смол в её составе, так и отражения света от бесчисленных граней тонко измельчённого порошка. Это непрозрачный материал, который не зависит от нижележащей яркости бумаги для придания яркости.
Главное преимущество пастели — её насыщенные оттенки и мягкое нанесение на холст. Благодаря этому, эта техника рисования позволяет добиться потрясающей глубины и объёма в работе. Бархатистые штрихи пастели создают особую атмосферу в картине, добавляя ей уникальность и живость.
Наиболее яркие эстетические качества пастели – нежная бархатистая фактура и матовость. Пленительная мягкость и живость красок привлекли взор не одного поколения художников (в основной своей массе портретистов) в XVII-XVIII веках и импрессионистов XIX века, которые много внимания уделяли передаче мельчайших нюансов воздуха и света.
Психологические аспекты мягких изображений
История создания цикла «Пастели» А.Т. Гречанинова демонстрирует, как техника пастели может передавать глубокие эмоциональные состояния. Во время трудного, критического периода Гречанинов обратился к сочинению музыки для детей, в которой он нашёл утешение, но фортепианные пьесы в цикле оказались в целом грустными по-недетски и психологически насыщенными глубоко «взрослыми» чувствами и переживаниями.
Новизна музыкального языка Гречанинова в рассматриваемый период была обусловлена как изменениями в русском искусстве в целом (в частности, значительным оказалось влияние импрессионизма на творчество композитора), так и кризисами в личной и творческой жизни Александра Тихоновича.
Применение в различных художественных жанрах
Каждый художник найдёт своё собственное применение для пастели. Она подходит для создания как реалистических, так и абстрактных работ. Пастель позволяет передать эмоции и настроение, запечатлеть красоту мира, природы, либо создавать причудливые и фантазийные образы.
Основой для работы с пастелью может служить различные поверхности, такие как бумага, картон, ткань и другие материалы. Каждая поверхность придаёт работе своеобразный шарм и эффект. Одним из интересных аспектов работы с пастелью является возможность сочетать её с другими материалами. Так, можно использовать пастель вместе с акрилом или масляной краской, чтобы создать уникальный художественный образ.
Современные тенденции и образовательные аспекты
Методическое развитие пастельной техники
Процесс реформирования и модернизации высшего образования предполагает повышение уровня профессионализма будущих специалистов и, в частности, художников-педагогов. Мотивацией к исследованию является необходимость создания методических и педагогических условий для формирования основ художественных навыков студентов в процессе профессиональной подготовки.
Техника пастели, её методы и приёмы довольно сложны, поэтому они нуждаются в разработке отдельного учебного курса для овладения ею. Приобретение будущими художниками-педагогами профессиональных навыков и знаний в процессе обучения напрямую зависит от их овладения различными художественными техниками.
Формирование профессиональных художественных навыков в использовании мягких материалов возможно только при комплексном применении методов и приёмов и создании педагогических условий для творческой деятельности. Техника пастели уникальна, и благодаря своим техническим возможностям можно решать творческие задачи любого уровня сложности.
Интеграция традиционных и современных подходов
Анализ исторического опыта развития техники пастели в рисунке и живописи подчёркивает важность обучения студентов этой технике на занятиях по основным художественным дисциплинам. Можно утверждать, что техника пастели является важной частью образовательного процесса в учреждениях высшего художественного образования.
Важность её изучения заключается не только в диверсификации технического опыта студентов, но и в целостном формировании их художественно-творческих навыков. Проблема создания обоснованной системы обучения технике пастели для студентов высших учебных заведений требует дальнейшего углублённого изучения.
Обучение студентов художественным техникам и их сочетанию в рисунке и живописи даёт толчок для развития творческого воображения и фантазии. Техника пастели занимает промежуточное положение между живописью и графикой. С технологической точки зрения пастель является графикой, а по своим выразительным возможностям пастель может быть отнесена к живописи.
Использование пастели для создания мягких изображений представляет собой богатую и многогранную художественную традицию, которая продолжает развиваться и адаптироваться к современным художественным потребностям. Исследование показывает, что пастель обладает уникальными техническими и эстетическими характеристиками, делающими её особенно эффективной для передачи нежных фактур, атмосферных эффектов и тонких эмоциональных состояний.
Историческое развитие пастельной техники от её возникновения в эпоху Возрождения до современных интерпретаций демонстрирует постоянную эволюцию методов и подходов к созданию мягких изображений. XVIII век стал золотым веком пастели, когда она достигла статуса полноправной художественной техники, способной конкурировать с масляной живописью в создании портретов и других жанров.
Технические аспекты пастели, включая состав материалов, процессы изготовления и различные типы (сухая, масляная, восковая), обеспечивают художникам широкий спектр возможностей для создания разнообразных визуальных эффектов. Особое значение имеют техники растушёвки, многослойности и оптического смешивания цветов, которые позволяют достигать исключительной мягкости и глубины изображения.
Современные тенденции в образовании и художественной практике подчёркивают важность систематического изучения пастельных техник как неотъемлемой части художественного образования. Интеграция традиционных методов с современными подходами и материалами открывает новые возможности для творческого самовыражения и технического совершенствования.
Анализ работ выдающихся мастеров пастели от Розальбы Каррьеры до современных художников показывает, как эта техника может быть адаптирована к различным художественным стилям и концепциям, сохраняя при этом свои уникальные качества мягкости и выразительности. Пастель остаётся актуальным и востребованным художественным средством, способным решать широкий круг творческих задач в современном искусстве.