Вена — город, одержимый модерном читать ~3 мин.
Первым художником, которым по-настоящему была одержима Вена, можно считать Эгона Шиле. Шиле и Климта.
Вплоть до 1970-х годов, когда Рудольф Леопольд издал каталог с краткими пояснениями к его картинам и рисункам, Шиле был почти неизвестен. После этого слава обрушилась на художника — открытки и плакаты, книги и репродукции, — все вокруг любили Шиле и были в восторге от его короткой, драматичной жизни. Все, кто проходил обучение в Австрии в это время, оказались затронуты помешательством на творчестве Шиле. Угловатые, узнаваемые, почти порнографические изображения мужчин и женщин были волнующим откровением скорее даже для потомков, чем для современников этого самобытного художника. Большая часть его работ сегодня хранится в музее Леопольда. Обязательно сходите на выставку — даже спустя десятилетия, его фантастические холсты и рисунки сохраняют своё сокрушительное воздействие на зрителя. В некотором смысле, Шиле является прекрасным символом не самой Вены, а полной её противоположности. Без сомнения, этот маленький красивый буржуазный город был буквально взорван изнутри концептуальным модернизмом во всех его проявлениях и формах.
Хотите провести эксперимент над собой? Тогда постойте перед большой, почти в натуральную величину, картиной Шиле «Сидящий обнаженный мужчина» и подумайте, как могли её принять в 1910 году? Мрачный, истощенный мужчина, оранжевые соски, темный лобок, отсутсвие ног — как-будто их ампутировали. До сих пор он невероятно волнует. После графической смелости Шиле, этиолированные ню Климта кажутся почти умирающими. Рисунки Климта несут эротический оттенок, но по сравнению с рисунками Шиле кажутся половинчатыми, недосказанными. Именно Шиле принял корону Климта, как выдающегося художника стиля модерн, после того, как Климт умер в феврале 1918 года. Сам Шиле умер спустя восемь месяцев после Климта от разразившейся в Европе пандемии гриппа. Ему было всего 28 лет. И до сих пор Шиле считается величайшим рисовальщиком, наравне с Дега и Пикассо.
Шиле, Климт и Кокошка — большое три художников венского Сецессиона. Климт и Шиле умерли в 1918 году, а Оскар Кокошка, родившийся в 1886 году, дожил до 1980 года — удивительная по насыщенности и продолжительности жизнь. Но прославился Кокошка не только своими картинами, но и бурным, прогремевшим на всю Вену, романом с вдовой Густава Малера — Альмой, удивительно красивой женщиной, немного старше Кокошки, «синим чулком» и деятелем искусства одновременно. Некоторые современники считали её помешанной на сексе, использующей своих великих возлюбленных (после Малера и Кокошки она встречалась ещё и с известным архитектором Гропиусом и писателем Верфелем). После двух лет отношений, альма расторгла союз с Кокошкой, потому что чувствовала, что ситуация выходит из под контроля, настолько бурными были эмоции в этой паре. В отчаянии, Кокошка изготовил деревянную куклу Альмы в натуральную величину, которую хранил в своей студии. Очень по-венски. Потому что этот город производит странное впечатление от слияния личных трагедий и истории искусства, а из-под помпезной накрахмаленной накидки морального кодекса Австро-Венгерской империи все-таки выбиваются живые, яркие сексуальные нравы эпохи, и только все вместе может по-настоящему охарактеризовать империю и её ценности.
Анна Сидорова © Gallerix.ru
- Музеи мира – большой архив музейных коллекций живописи
- Выставка графики Елены Старовой «В поисках красоты»
- Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена)
- Пятницы в Пушкинском. Концерт к выставке Эгона Шиле Лирические страницы
- Джон Рёскин: викторианский искусствовед
- $29 млн. за «Встречу Антония и Клеопатры» Альма-Тадемы
- Картина сэра Лоуренса Альма-Тадема «Обретение Моисея» продана за 35 млн. долларов
- Современная «Золушка» от вундеркинда из Доркинга
- Киев празднует юбилей Национальной академии искусств