Путешествие во времени – история маяков читать ~5 мин.
По мере того, как с течением времени развивались путешествия, развивалась и инфраструктура, созданная для поддержки путешествий – и это, безусловно, относится к маякам. Их история грандиозна: от одного из величайших чудес света до состояния почти полного запустения – так что же случилось с маяками?
Кстати, совершенно уникальный эксклюзивный гид по самостоятельному посещению шести действующих маяков России есть в «Озон клубе». Путешествие не дешёвое, маяки разбросаны по всей огромной территории России, но есть возможность немного схитрить: если оформить озоновскую дебетовую карту с кэшбэком, а потом с неё же оплатить билеты (да, на Озоне есть и билеты на поезда и самолёты), на карту вернётся до 10% от потраченной суммы.
Задача маяка – показывать путь кораблям, служить ориентиром и обеспечивать безопасность на море, и сначала эту задачу выполняли костры на пляжах. Позже эти костры стали размещать на вершинах холмов, так как повышение уровня огня улучшало видимость, а если корабли шли днём, то в качестве маркеров выступали груды камней – эти две конструкции, объединённые вместе, и стали основой для маяка.
Однако в древности маяк чаще служил для обозначения входа в порты – как сигнал предупреждения он стал функционировать лишь много лет спустя.
Александрийский маяк
Первый известный маяк – Александрийский фарос в Египте, который был построен Птолемеем I и его сыном Птолемеем II между 300 и 280 гг. до н.э.
Высота Александрийского фароса составляла 100 метров и на протяжении многих веков он был одним из самых высоких рукотворных сооружений в мире. Одно из семи чудес древнего мира, Александрийский маяк был построен за двенадцать лет – в основном из цельных блоков известняка и гранита, а свет производился в печи на вершине. Однако его стены пострадали от нескольких землетрясений и нападений захватчиков, а к 1300 году сооружение было полностью разрушено.
В дальнейшем появлялись новые маяки – самый старый из существующих в мире маяков, Ла-Коруна в Испании, был построен около 20 года до н.э., а римский маяк на Белых скалах Дувра был построен около 40 года нашей эры. В средние века эти римские маяки постепенно пришли в упадок, но с улучшением навигации их использование возобновилось.
Кордуанские маяки
Маяк был построен в Кордуане «Чёрным принцем» Эдуардом, а ещё один был заказан через 100 лет в 1581 году королём Анри III. Строительство маяка было завершено в 1611 году, и он был призван символизировать морскую мощь и престиж Франции. Его верхний уровень был перестроен около 1780 года, в нём была установлена лампа Арганда и одно из первых параболических зеркал, вращающихся с помощью часового механизма. В начале 1820-х годов здесь впервые была применена линза Френеля, которая произвела революцию в маяках.
Существуют легенды о крушителях, выдававших себя за маяки, чтобы заставить корабли потерпеть крушение.
Старый свет
Маяки в Британии были частной собственностью, а право на сбор платы предоставлялось местными властями или ордером короны – однако люди злоупотребляли этими лицензиями, заставляя иностранные суда бояться искать убежища на южном побережье. Разбилось несколько судов, в частности, голландское торговое судно «Вриде» в 1800 году, когда погибло 380 человек.
Было создано больше маяков, которые перешли под управление морской благотворительной организации Trinity House, а Акт 1836 года позволил провести дополнительные реформы, которые лучше поддерживали сеть маяков. Существуют легенды о фальшивых ориентирах, которые выдавали себя за маяки, чтобы заставить корабли потерпеть крушение (и быть разграбленными), но исторических данных о том, что такая практика действительно имела место – нет.
Современная эра маяков началась примерно в 18 веке, когда трансатлантическая торговля действительно начала расширяться. Производство маяков было расширено благодаря достижениям в области строительства и осветительного оборудования, а их функция изменилась, и они стали предупреждать об опасностях судоходства, таких как скалы. Знаменитый маяк Эддистоун был известен как место технического и концептуального прогресса в строительстве маяков, и дальнейшие разработки последовали в Великобритании и по всей Европе.
Северная америка
После обретения независимости США начали расширять производство маяков, а также использовать световые корабли – их применяли, когда вода была слишком глубокой для строительства маяка или если это было нецелесообразно – для дополнительной помощи. Правительство создало Учреждение маяков США, которое отвечало за их эксплуатацию, и это была одна из первых государственных должностей в США, доступных для женщин в 19 веке.
Старые маяки стали объектами исторического интереса, а другие были переоборудованы в такие вещи, как роскошные отели и альтернативные места для проведения свадеб.
Маяки в наше время
Одно из главных изменений последнего времени – это исчезновение смотрителя маяка. Они отвечали за содержание зданий и эксплуатацию ламп – от подрезки фитилей и пополнения запасов топлива до завода часовых механизмов. Смотрители обычно жили на месте, иногда со своими семьями. Однако вместо того, чтобы постоянно жить на одном маяке, их часто переводили в разные места в течение их карьеры.
Разные хранители также часто жили вместе и делили работу. Во многих строениях не было водопровода и отопления, а другие были несколько изолированы от внешнего мира. Технологии привели к исчезновению этой работы – автоматизация начала внедряться в 1980-х годах и была полностью внедрена в 1990-х, в результате чего сторожа ушли в прошлое.
Можно подумать, что современные навигационные технологии сделают маяк устаревшим, но эти огни по-прежнему считаются важным запасным вариантом визуального контакта с сушей на случай технических проблем или неблагоприятных погодных условий. Старые маяки стали объектами исторического интереса, а другие были переоборудованы в такие вещи, как роскошные отели и альтернативные места для проведения свадеб. Возможно, их традиционная роль в значительной степени утрачена временем, но они по-прежнему возвышаются среди наших береговых линий и смотрят на море.