Дети в музее читать ~2 мин.
В крупнейших музеях мира сейчас бушуют дебаты о том, с какого возраста открывать свои двери детям, и как они должны себя вести в рамках учреждений культуры. Есть два противоборствующих лагеря в этой дискуссии: одни считают, что маленьким детям надо запретить посещение музеев, а за детьми постарше должны строго следить родители, контролируя поведение подрастающего поколения; другие уверены, что никому не принадлежит преимущественное право наслаждаться великими произведениями искусства, то есть, никакой группе населения нельзя закрывать доступ к ним.
Первый лагерь настаивает на том, что в музеях, как и в театрах, должна соблюдаться строгая тишина. А значит, родители должны грозить своим детям пальцем каждый раз, когда малыши хотят спросить: «А что это такое?», или «А почему это так?». Но правильно ли это? Что такое нормы поведения и кем они устанавливаются?
Многие считают образцом для подражания традиции викторианской Англии, когда ребёнок должен был быть виден, но не слышен. Они уверены, что родители должны взять кодекс поведения тех времен за образец и дать своим детям должное воспитание. Но тогда и женщины должны появляться на людях только в перчатках и вести не слишком умные беседы, дабы не смущать мужчин. Иначе, где же справедливость?
Надо учитывать, что нормы поведения в общественных местах не являются догмами или непоколебимыми постулатами. Они зависят от времени и места. Так, например, сейчас принято слушать классическую музыку в полной тишине, положив руки на колени. Однако по письмам Моцарта мы можем судить о том, что в его времена отношение к произведению композитора выяснялось громкими аплодисментами или комментариями публики прямо во время исполнения автором симфонии или сонаты. Также в первом театре Англии – знаменитом «Глобусе», где ставил свои произведения Шекспир, в зале всегда был такой гул, что на балконе лишь с трудом можно было расслышать речь Ромео или Джульетты.
Так почему же мы должны оставлять своих детей дома, за компьютерными играми, вместо того, чтобы повести их в галерею и с раннего возраста воспитывать в них чувство прекрасного? В какой-то степени, выход уже найден – боле 500 учреждений культуры по всему миру обязались поддержать программу «Дети в музее», включающую создание динамичного документы, создаваемого посетителями и посвященного правилам поведения ребёнка в подобных местах. Эту же практику могли бы взять на вооружение и музеи и театры в Калуге, Москве, Санкт-Петербурге и во всех городах России. Ведь у нас этот вопрос также стоит достаточно жестко. Необходимо понять, где проходит грань между уважением к произведениям искусства и воспитанием правильного восприятия мира у наших детей.
Анна Сидорова © Gallerix.ru
Комментирование недоступно Почему?