Феноменология русского человека
Определённое равнодушие к поворотам судьбы. Драмы из этого не делается. Бог дал – Бог взял, говорит поговорка. Судьба называется злодейкой, какой с нее спрос. От сумы и тюрьмы рекомендуется не зарекаться.
Материал подготовлен проектом
«Центр исследований русской культуры»
Так, зашел в клубе разговор о дуэлях в XIX веке. Шли стреляться легко. Победителя могли разжаловать, сослать, даже победа оборачивалась для бретера серьёзными житейскими проблемами. Офицеры опускались за проступок до чина рядового, выслуживались в бою, потом опять дуэль, и так по кругу (Долохов, «Война и мир»). Подобные неприятности ждали и секундантов, независимо от того, на чьей стороне они были. Но соглашались при этом ассистировать по-деловитому спокойно. Литература иногда описывает мучительные раздумья перед дуэлью, но эта рефлексия не связана со страхом.
Таким образом, понятие чести служило своеобразным стабилизатором ко всем возможным переменам.
Дуэль лишь пример. Текущий статус всегда был условен. Чем вызвана условность? Возможно, тем, что русский человек неосознанно воспринимает свою жизнь в соотношении с неким дальним горизонтом, перед которым близлежащие вещи умаляют своё значение. Несущественность существующего. Поэтому не только становиться под пистолет, многое другое тоже делать проще русскому человеку. Например, воровать.
Расставались с жизнью также запросто. «Спускались в гроб ступеньками без страха, как в погребок за кружкой мозельвейна». Впрочем, о самом чувстве смерти разговор особый.
Комментирование недоступно Почему?