Готика в живописи читать ~5 мин.
За 300 лет существования готики развитие идеи пространства было в общем весьма незначительно: готика приняла романскую схему и лишь видоизменила её. Новые архитектурные замыслы и новое понимание пространственного разрешения появляются лишь в «зальных храмах». Где бы вы не жили — у вас сегодня есть возможность заказать или купить картину в готовом виде, в любом жанре, с доставкой к вам домой.
В Соборе Парижской Богоматери, строившемся более ста лет с момента его закладки в 1163 году, кубическая основа, особенно его алтарной части, расчленена, причем конструктивная система столбов и стрельчатых арок служит лишь поводом для передачи пластических функций. Основа здания обрастает лесами, как корабль, стоящий на верфи; за этими лесами скрыто архитектурное тело. Множественность заступает вместо единства, искусство отходит от простоты и закономерности.
Высокая готика не видела смысла в поисках членений и ритмического построения групп пластических тел, поскольку замкнутость тела не существовала. Простота и единообразие чужды готике, которая в своих формах всегда стремится к живости и разнообразию форм. Готика не знает группы, в которой части рождаются из единого целого, она не сопоставляет подобных величин. Она обычно ограничивается тем, что нагромождает. Реальное соотношение отдельных частей, капелл, для неё не существенно, однако это не исключает необычайно тонкого расчета оптических масштабов. При этом малые величины всегда служат большим. Другими словами, в ней царит не соподчинение, а пирамидальное нагромождение.
Готическое здание понимается и трактуется как органическая функция устремленных вверх отдельных частей, причем движение это основало не на своевольном преодолении материала, а является своеобразным осмыслением телесного и психического движения человека. Из этого следует, что скульптурные декорации здания внедряются в это органическое движение и подчас его заменяют. Человеческое тело не становится архитектурой, — скорее отдельные части этого архитектонического острова приобретают форму человеческого тела. Колонны порталов превращаются в святых и пророков, застылых, суровых и окованных. Движение этих скульптур приобретает больше свободы лишь по мере роста динамики в пластических деталях здания. Примерам подобного решения могут служить скульптурные украшения портала соборной башни в Регенсбурге, где кольцо фигур на выступающем столбе напоминает чашечку цветка, из которого вырастают лепестки.
Ограничивающая плоскость теряет свой смысл, если ни пространство, ни ясность пластического тела не имеют ценности. В качестве образца плоскостного стиля в живописи можно назвать египетскую живопись, в которой ясно выступают её взаимоотношения с пространством и объемом. Наоборот, готическая живопись в основе своей не была плоскостной, так как не выявляла и не подчеркивала плоскости. Было бы неверно думать, что все линейное непременно должно быть плоско. Готическая живопись разрушает своей чисто линейной динамикой плоскость стены и плоскости сводов. Позднеготический орнамент Израиля ван Мэкенена состоит из совершенно тонких линий — спиралей, которые могли бы расчленить на самостоятельные части плоскость листа. Но художника интересуют главным образом завитки зубчатой листвы. Весь орнамент напоминает сплетение жил под снятым покровом кожи. Орнамент Ренессанса делит, членит и укрепляет плоскость. Готический орнамент всегда производит впечатление насильственно стиснутой живой поросли, стремящейся выбиться за пределы отведенного ей места. Орнамент покоится не на плоскости, он как бы за ней. Глубина его неопределенна, — многие листья точно сжаты, другие выпячиваются наружу или уходят назад. Животные и люди превращают темный фон в неопределенную среду, подобную сумеречным пространствам «зальных церквей».
Монументальная живопись так, же не дает четкого представления о плоскости, ограничивающей пространство. Было бы неверно считать плоские и бесперспективные готические росписи элементами чисто плоскостного членения. И здесь имеются только линейно выраженные функции, пронизывающие своей вязью массу стены. Правда, стенная роспись начала XIV века церкви Картезианского монастыря в Винхаузене близ Ганновера делит стену хора на горизонтальные полосы, но эти полосы не связаны с архитектурным членением, они не совпадают с членениями окна. Сцены из истории сотворения мира, поклонении Марии на узкой стене помещения, перекрытого четырьмя крестовыми сводами, а также извивающиеся ленты изречений — все это трактовано совершенно орнаментально. В сводах эту игру линий продолжает растительный орнамент, заполняя их одной лишь спиралью лозы.
Я нарочно выбрал пример, показывающий Крайнее выражение пространственности в живописи, едва доступное северному (готическому) человеку. Бесчисленное множество готических памятников в Германии, Франции и Скандинавии украшены одной орнаментальной бесконечной лозой. Она незаметно переходит со стены на потолок, не соблюдая при этом цезуры между горизонтальными и вертикальными плоскостями, хотя это имеет большое значение для ясного понимания пространства. Та же функциональная игра — и в рисунках тканей и в искусстве витражей той эпохи. Здесь нет членения плоскости, основанного на взаимоотношениях высоты и ширины, нет и осознания самой плоскости в отношении к единству пространства и массы, к пространственному и пластическому телу, здесь царит исключительно функциональная игра линий и пластически обособленных мелких единиц.
Готический стиль кажется нам наиболее одухотворенным, ибо каждая форма полна внутренних сил, отражающих психологию эпохи. Однако такой вывод не вполне справедлив. Рядом с «душой деятельной» (anima activa) существует тихая и спокойная «душа созерцательная» (anima contemplativa).
ВЫВОДЫ. Развитие пространства в готике очень не значительно. Искусство сосредоточивает все внимание на пластических темах. Последнее понимается и разрабатывается как функция. Поэтому его легко заменяет вытянутая человеческая фигура. Стена трактуется как не ограничивающая пространство плоскость, она пронизана также функциональностью. Орнамент, стенная живопись, ткани, витражи служат выражением сходных плоскостных функций.
- Готический архитектурный стиль (c.1120-1500)
- Английская готическая скульптура
- «Мексиканская готика» Сильвии Морено-Гарсиа, краткое содержание
- Концерты и лекции к выставке «Названо Вазари. Готика» 12+
- Названо Вазари. Готика 12+
- Иллюминации в стиле интернациональной готики
- Фейт Штосс: немецкий скульптор поздней готики
- Стефан Лохнер: немецкий художник поздней готики, Кёльнская школа
Комментирование недоступно Почему?