Кто послужил прообразом Сикстинской Мадонны Рафаэля? читать ~2 мин.
Как мы знаем из истории, религия очень часто накладывала ограничения на искусство. В католицизме была разрешена живопись религиозного характера, в православии каноном была признана иконопись, имеющая ещё более жёсткие рамки.
Отправной точкой для создания образа Богородицы в католическом искусстве обычно служила внешность какой-либо женщины. «Сикстинская Мадонна» прославленного Рафаэля, одного из титанов Возрождения, не была исключением. В чертах её лица узнается скорее не образ Богоматери, а скорее запечатлённая в этом великом творении мастера Маргарита Люччи. В этом образе видно полное отсутствие общепринятых канонов – у Богоматери простая поза, фигура, лицо, одежда, отсутствует обувь. Если присмотреться, то кажется, что изображённый рядом папа Сикст II и святая Варвара одеты куда лучше неё. Сикстинская Мадонна не имеет царского венка и не восседает на троне.
Эта работа великого Рафаэля породила очень большие разногласия в среде церковников, некоторые видели в ней что-то божественное, некоторые – еретическое. Несмотря на, несомненно, большую художественную ценность полотна, такое изображение Богородицы, с точки зрения католицизма, было греховным.
О Маргарите Лючки нам известно очень немногое, да и те «факты», которые дошли до наших дней, похожи скорее на вымысел, чем правду. Она родилась в Сиене в семье пекаря, которая позже переехала в Рим. Именно в Риме Рафаэль и встретился с Маргаритой. Она согласилась позировать мастеру для фрески «Амур и Психея». Рафаэль и Маргарита влюбились друг в друга, однако отец Маргариты был категорически против этих отношений. По неподтверждённым данным, Рафаэль выкупил Маргариту у её отца за 3 тысячи золотых монет.
Влюблённые жили вместе 6 лет (согласно другим источникам – 12). Маргарита была его натурщицей и сопровождала Рафаэля во всех его поездках. Именно её внешность послужила прообразом рафаэлевских Мадонн и мифических героинь. По свидетельствам современников, Рафаэль не расставался с Маргаритой до самой смерти.
Мнения учёных, изучающих эпоху Возрождения, разделились. Одни считают Маргариту верной женой и неизменной спутницей великого мастера, другие считают, что она не была верна Рафаэлю и изменяла ему с учениками и заказчиками. Также остаётся загадкой судьба Маргариты после смерти Рафаэля. По одним источникам – она стала куртизанкой, по другим – постриглась в монахини.
Но какой бы ни была её судьба, её образ, запечатлённый в полотнах Рафаэля, будет восхищать ещё не одно поколение людей.
Комментирование недоступно Почему?