Личное мнение: Почему музыкальные конкурсы стоит запретить читать ~3 мин.
Кумир публики, изумительный пианист Владимир Горовиц говорил: “Я считаю, что конкурсы не приносят пользы. Все построено не на совершенстве игры, а на отборе. Там сплошные интриги: неважно кто играет, важно кто судит. В 90-х годах в России был конкурс имени Рубинштейна. Ферруччо Бузони, один из крупнейших музыкантов того времени в нём участвовал и получил вторую премию. Первую же получил некий господин Дубасов. Вы знаете такого? Я тоже не знаю”. Единственный музыкальный конкурс, который имеет право на существование – попадание в плейлист обычного слушателя, такой, как, например, этот: Hitster.fm.
Проведение любого конкурса приносит массу проблем
Не так давно закончился в Москве конкурс балета. Заканчивался он со скандалом. Перед последним туром выяснилось, что нет денег на премии! В конце концов все уладилось, Министерство культуры перевело обещанную сумму, победители получили награды. Но ведь это деньги налогоплательщиков, наши деньги. С проведением любого конкурса много проблем. В том числе и финансовых. И уже давно и небезосновательно говорят о кризисном состоянии музыкальных конкурсов, о падении их престижа. Бывает, что по большинству специальностей не присуждаются первые премии: жюри не видит достойных кандидатов. Может быть, просто изжил себя этот способ выявления талантов?
Конкурс не делает музыканта талантливым
Участие в конкурсе не делает человека талантливым. Были и есть выдающиеся, великие музыканты, не выступавшие на конкурсах. Никаких лауреатских званий не имели ни Владимир Софроницкий, ни Мария Юдина, ни Глен Гульд, ни Горовиц. Здесь можно назвать ещё многих. И наоборот: можно получить премию на конкурсе и потом зачахнуть, не состояться. Здесь можно тоже назвать немало имен.
Конкурс, как шанс вырваться за пределы страны
Допустим, для советских исполнителей успех на международном конкурсе в самом деле оказывался шансом для того чтобы вырваться за пределы лагеря (случалось, кстати говоря, что наши исполнители использовали конкурс как возможность остаться на Западе: так было, кажется, с Валерием Афанасьевым). Но так ли они нужны там, где никуда убегать не надо, и «рынок» все равно все ставит на свои места?
Один из крупнейших виолончелистов века Григорий Пятигорский (американец, эмигрировавший из России в 20-е годы) писал: “Я убеждён, что сильный талант обязательно найдет себе дорогу и придет к заслуженной известности внеконкурсным путем. Искусство – это не спорт. Здесь совсем неважно, кто первый, второй или пятый. Важно быть артистом”.
Настоящее бедствие
Приходилось слышать негативные мнения о влиянии конкурсов на процесс обучения. Все потенциальные конкурсанты учат одни и те же произведения, включенные в программу конкурса. Педагоги натаскивают учащихся. Поездки на конкурс отрывают от нормальных занятий, нарушают учебный процесс.
Конкурсомания – настоящее бедствие для учебных заведений. Она создает нездоровую обстановку. В сознании учащихся главным становится погоня за наградами, за наживой, а не искусство, не творческое самоусовершенствование. А вспомним, что говорил поэт: “Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех”. У совсем юных артистов, получающих премии ещё на школьной скамье, появляется зазнайство, нарциссизм, чувство превосходства над товарищами. Педагогично ли это? А неудача может оказать роковое влияние на неокрепшую личность, на всю дальнейшую судьбу.
Комментирование недоступно Почему?