Сергей Фатеев: Марианна Корнилова и ученики читать ~16 мин.
Во время выставки – «Канун Святой Агнессы». Праздничная итоговая выставка творческой фотомастерской Марианны Корниловой в МУ ЦДиС «Наш Арбат», арт-директор Gallerix.ru Сергей Фатеев побеседовал с Марианной Корниловой и её учениками.
Марианна, как случилось, что вы начали заниматься фотографией?
Меня с детства окружали красивые люди и места. Я вела дневники, записывая не только события, но и описывая красоту, которую я обнаруживала очень во многом, в человеке ли, в эмоции, в пейзаже или заброшенном доме. Но вербального описания мне было мало, я истово хотела визуализировать свои впечатления.
Мысль о фотоаппарате не сразу пришла мне в голову, но в 16 лет я поняла, что это то, что мне было нужно. Моё начинание было поддержано очень серьёзными художниками-живописцами, которые считали мои снимки очень хорошими, их мнение под сомнение не ставилось.
Как возникает замысел, формируется сюжет ваших работ?
Так и формируется, от созерцания или осмысления красоты в любых её проявлениях, невнеположных мне. Я могу прочитать книгу, стихотворение, увидеть красивое лицо на улице, посмотреть фильм, услышать песню, почувствовать что-то в воздухе, увидеть сон – и из этого может родиться, вспыхнуть Идея, Образ. Но я работаю очень долго над каждым своим проектом. Уже давно отказавшись от съёмок на заказ, я делаю только то, что увлекает меня, и если это проект, состоящий из серии фотографий, работа над ним может длиться не один год. Но рано или поздно они реализуются, приобретают свою конечную, завершённую форму.
Как бы вы сами определили направление или стиль вашего творчества?
Жанры, в которых я работаю – «Художественный портрет» и «Художественная постановка». Мои фотографии общепринято считать выполненными в стиле нуар, декаданс, я часто слышу слово «готика», и я не имею ничего против. Просто когда я начинала фотографировать 22 года назад – не было всех этих определений (относительно фотографии их, во всяком случае, никто не использовал), а направление осталось тем же. Поэтому я всегда даю только первые два определения жанра, всё остальное – восприятие зрителей, общепринятые клише и распространённые обобщения.
Чьи работы из современных мастеров вам по душе? У кого бы вы поучились?
У меня есть неизменная тройка лидеров, ничего не меняется последние 15 лет. Это фотографы Барри Латтеган, Говард Шац и Хельмут Ньютон. Я вряд ли смогла бы у них чему-то научиться, так как это мастера других жанров. Из соотечественников неизменным авторитетом для меня является Константин Васильевич Худяков, и да, я желала бы хотя бы на йоту приблизиться к недосягаемым вершинам его мастерства и уровню работы с высокими технологиями. Чуждая натюрморту, он неизменно пленяет меня в работах Сергея Вячеславовича Савельева, российского учёного и фотохудожника. В целом, все активные члены секции Арт-фото ТСХР во главе с председателем Максимом Владимировичем Киреевым восхищают меня, и любое заседание секции может превратиться в мастер-класс. Большое счастье иметь возможность общаться с мастерами такого уровня.
Если обратить внимание на другие направления в современном искусстве, я для себя выделю казалось бы двух совершенно несовместимых между собой художников. Это Дмитрий Каварга, работающий в области технологичного искусства, и Геннадий Иванович Правоторов, скульптор, Народный Художник РФ. Они разных поколений, и, в общем-то, ни к одному из них не хочется применять слово «современный». Эти творцы вне времени. Инсталляции Дмитрия Каварги оказывают влияние на моё чувство восприятия пространства и его поэтики, звучания и пластичности. Искусство Г.И. Правоторова освобождает сознание от наносного, возвращают к истокам, чистым линиям, духовности и человечности.
Наибольшее влияние на моё творческую инспирацию оказывают всё же книги, список может оказаться бесконечным. С тяжёлым сердцем, чтобы хоть немного ограничить круг моих литературных пристрастий, среди писателей выделю Эриха Марию Ремарка, Густава Майринка, Сартра, Сашу Соколова, Робера Музиля, среди поэтов Перси Биши Шелли, Джона Китса. Эдгар Аллан По попадает в оба списка. Впрочем, затея с выделением авторитетов в литературе изначально провальна, в голове выстроился не слишком дружный ряд вдохновивших меня мастеров пера разных эпох и жанров.
Немного проще с кино – 40-е-80-е годы французского кино и отдельно отмечу колоссальную фигуру Жана Кокто, разумеется, не только в кинематографе. В современном кино 21 века единичные случаи авторских фильмов могут вызвать творческий импульс, но это случается очень редко.
Что побудило вас к преподаванию?
Вполне конкретный человек, за что я ему очень благодарна. Я даже назову его имя, Максим Львович Смирнов. Он занимал пост в деканате одного художественного вуза, и однажды, посмотрев мой сайт, назначил мне встречу. Не будучи многословным, он сразу перешёл от слов к делу, и предложил мне начать преподавать фотографию в его вузе. Я, как человек ответственный и несамонадеянный, спросила – «А у Вас есть учебный план?». Максим Львович ответил «Раз ты знаешь, что это такое, ты справишься». За три месяца я написала курс лекций и практических занятий, который приходилось постоянно расширять ввиду растущего интереса к моему курсу среди студентов, и их желанию продолжить обучение. Мне было 24 года.
М.Л. Смирнов на данный момент состоявшийся дизайнер, у него есть галерея в Вене, и здесь, в Москве, коммерческая фотостудия. Мы почти не общаемся, но я всегда буду вспоминать о нём как о человеке, давшем мне ещё одну возможность самореализации в области фотографии. Приятно быть полезным специалистом.
Какие планы на будущее?
Ничего особенного. Взрастить те группы слушателей, которые сейчас пришли ко мне в мастерскую. Закончить проект, начатый ещё в 2013. (Беспрецедентный случай, когда работы из ещё незаконченного проекта экспонировались бесчисленное количество раз во многих городах мира). Подготовить чёткую концепцию и эскизы для нового проекта. Несколько известных, а также начинающих художников и фотографов зовут меня в свои проекты, но нужно реально оценивать свои возможности, даже и физические. Надеюсь, всё получится. Также я хочу поднять свой профессиональный уровень, самостоятельно, или обучаясь у специалистов высокого класса. Мне предстоит много работы, и я очень надеюсь на собственный творческий рост в этом году.
Ученики
Конечно же, вы не в мастерской Марианны впервые взяли в руки фотоаппарат?
Анастасия Гусева
Фотоаппарат я взяла в руки ещё в детстве, но пришла к полноценному его использованию в 2007 году, когда приобрела себе свой собственный цифровой фотоаппарат. С того момента фотография меня поглотила полностью и все своё свободное время я тратила на изучение мира через объектив своей простой камеры. Но этого оказалось мало и мне хотелось идти вперед и вперед, поэтому я пришла к осознанию того, что фотография не просто куча красивых картинок и карточек, а что-то большее, и мне стало необходимо изучение фотоаппарата и фотографии изнутри и начать видеть мир глазами профессионалов. Именно тогда в 2009 году и начались поиски подходящих кусов и преподавателя. В это время и произошла моя встреча с Марианной Корниловой – преподавателем с большой буквы «П», профессионалом своего дела.
Басова Анна
На момент прихода в студию, с фотографированием была знакома. Первые опыты были, как у многих, – на "мыльницу". Была сначала маленький пленочный Kodak, потом 5МП компактная камерка. Экспериментировала с наложением изображений, небольшими сюжетами. Потом уже попросила отца рассказать, как обращаться с увесистым и загадочным "Зенитом". Именно с этого фотоаппарата и началось более серьёзное увлечение фотографией. Считаю, что именно то, что в принципе, начиналось все с пленки, очень многое дало мне в дальнейшем. Зачастую, пленка означает более кропотливую работу над кадром. Второго шанса, особенно, если ты не в студии, может и не быть. На цифру перешла сначала просто потому, что мой старенький Зенит третий раз подряд "сжевал" всю мою работу. На курсы пришла во многом от того, что не хватало именно теоретической базы, хотелось расширить границы, научиться студийной работе.
Владимир Мышевский
Первый фотоаппарат мне подарили родители на день рождение на 10 лет, это был фотоаппарат Минолта (плёночный), на 20-летие мне подарили цифровой Олимпус, с него началась моя маленькая фотодеятельность. Фотографировал все и вся, потому что плёнки там не было) Потом захотелось большего и начал копить на что-то большее…спустя пару лет накопил на Никон Д90, и жизнь казалось бы удалась…но…больше времени этот аппарат лежал в сумке, потому что был страх сделать плохие фото хорошим фотоаппаратом. Все друзья говорили "давай фотографируй и окупай фотик", но я боялся сделать все плохо, и вот однажды мой друг, Юра, сказал что идёт набор на фотокурсы, и предложил, чтоб я подумал и пошёл на учёбу с ним. С одной стороны я хотел пойти, а с другой понимал, что такая учёба может ничего не дать, потому что такому нельзя научиться, надо чтоб это было внутри… но он меня уговорил, и я пришёл на обучение, и после первого занятия понял, что я был неправ, и то, что я знал до курсов, я вообще ни чего не знал. Два курса пролетели очень быстро.
Егор Неверов
Конечно же, фотоаппаратом я начал пользоваться давно, в моей памяти ещё остался бабушкин полароид, с которого я делал первые снимки
Но, как и у всех, кадры были обывательские, так, на память, чтобы взять да и в один прекрасный день похвастаться друзьям пирамидами Египта, на которые я потратил несколько катушек фотоленты.
Кристина Крайнова
Осознанно я взяла фотоаппарат в 14 лет, но мне не хватало уверенности в том, что я смогу перенести все что я вижу, и все что я хочу показать. Тогда я забросила эту затею в долгий ящик, но позже, все-таки, у меня нашлось время, чтобы обрести эту уверенность. Тогда я и пошла к Марианне.
Лена Курносова
Конечно фотоаппарат я впервые взяла в руки задолго до знакомства с Марианной. Сначала это была мыльница Kodak. Потом, спустя годы, когда у меня появилась цифровая зеркальная камера, возникла и потребность в понимании процессов фотографии и функций ручных настроек.
Станислава Ова
Фотоаппарат я впервые взяла в руки 13 лет назад, мы тогда путешествовали по Праге с мамой. Неверно заправленная пленка в старой "мыльнице" не оставила ни одного шанса на хоть какой-нибудь кадр. Тогда я решила во что бы то ни было научиться фотографировать. Полупроф камера появилась 6 лет назад – олицетворяла любовь к ярким цветам и деталям. Ну а за первые шаги к профессии и первую профессиональную камеру в моих руках я благодарна моему другу-достойному петербургскому фотографу — Станиславу Пряхину.
Юрий Юров
Моим первым фотоаппаратом был "Зенит" пленочный, это был не новый фотоаппарат, брат отдал мне его. Это было в 1998, я начал учится фотографировать. Ходил, в основном, на выставки собак. Далее переключился на людей. Знакомых, родственников и на то время друзей. Фотографировал как в цвете, так и в ч/б. Дома в ванной под красным фонарем печатал фотографии. Но из-за частых переездов, к сожалению, был потерян фотоаппарат, и на этом моё увлечение на неопределённое время пришлось забыть. Потом в 2002 или 2004 годах был приобретен моими родителями фотоаппарат полароид – моментальные фотографии. Также были разнообразные фотоаппараты "мыльницы". Потом снова случилось так, что на некоторое время отложить своё, как я считаю, интересное увлечение. И вот, наконец-то, я все-таки добился и в 2011 году купил себе первую цифровую зеркалку. И снова начал фотографировать, начал читать книги, ходить на фотовыставки, смотрел, изучал фотографии профессионалов и именитых фотографов.
Что дало вам обучение?
Анастасия Гусева
Обучение в мастерской Марианны Корниловой дало именно то, что хотела получить от изучения фотографии, да нет, даже больше: фотография для меня стала частью искусства и именно она донесла до моего сознания, что немалой частью искусства. Марианна чудесный педагог, и в процессе обучения начинаешь воспринимать её не только как преподавателя, но и как друга и соратника. Ее методы преподавания заключаются не просто в скучном прочтении лекционного материла, а изложении информации, которая сопровождается визуальными фильмами, фотографиями и презентациями, именно такой способ, по-моему мнению является наиболее удобным для усвоения. Каждый проведенный урок так же сопровождается и практическими занятиями, которые дают больше возможности для усвоения пройденного. Именно в мастерской Марианны Корниловой я почерпнула огромное количество знаний, которые применяются мной на практике и именно с помощью Марианны осознала, то что я смогу присоединиться к числу профессионалов. На её каждой лекции подобно раскрытию тайного ларца, отрывается фотография. Именно там я узнала, что такое фотоаппарат не только как инструмент технического процесса, он раскрылся для меня как кисть художника, именно она привила чувство композиции и развила во мне чувство видения картинки такой, какой может её увидеть настоящий художник. Марианна Корнилова именно тот педагог, который дает полноценный курс и не один для изучения фотографии и осознания своего места в ней и в процессе её создания.
Басова Анна
Обучение дало мне все то, к чему я изначально стремилась: теоретические и более упорядоченные практические знания, вдохновение, возможно поработать со светом, испробовать разные техники. Для поддержания тонуса мне время от времени нужно, чтобы передо мной ставили новые четкие задачи. Интересно преодолевать трудности и идти к определенной цели. Курсы фото-искусства для меня стали тем необходимым фундаментом, на котором можно построить свое личное будущее в этой сфере. Без навыков творчество ограниченно пределами твоих возможностей. Обучение у Марианны помогло мне раздвинуть эти рамки.
Владимир Мышевский
Данные занятия дали много практики, теории и убрали страх к фотографии. Я теперь смотрю на человека, или на природу, или на какой-то интересный объект, как на уже готовый снимок, хотя раньше такого не было. Данные курсы очень нужные и полезные, таких знаний нигде не найти, ни в книгах ни в интернете. Готовлюсь на 3й курс!
Егор Неверов
Но когда я пришел на курсы к Марианне, мое отношение к делу фотографии изменилось. Я понял, что фотография это не только память, не только жесткий диск для хранения воспоминания, но это есть целое искусство, закрытое для меня до этого.
Фотоаппарат в студии Марианны превратился для меня в пластилин, в глину, из которой можно делать величайшие произведения искусства, делать все, на что только хватит твоего безумного воображения
Марианна научила меня не просто фотографировать, она прекрасно научила меня чувствовать пространство, выставлять композицию, строить картину, работать с силой света, она научила меня воображать, мечтать! А ведь, согласитесь, это навыки, необходимые для всех сфер жизни в принципе, они никогда не останутся недоиспользованными!
Я бесконечно благодарен такому прекрасному педагогу, она стала для меня не просто учителем, она вдохновила меня на большие дела и окончательно определила мое гуманитарное направление деятельности, если можно так выразиться. Я ещё школьник и всегда был самым младшим в группах, но это не давало никаких отрицательных откликов, все было наоборот, я стал частью замечательного дружелюбного коллектива, созданного усилиями Марианны, и за это я хочу сказать отдельное спасибо, ведь работать в таких условиях работать и учиться мастерству фотоискусства намного приятнее!
Вы можете не быть гением, великим фотографом, но после мастерской Марианны Корниловой вы обязательно овладеете этим ремеслом в такой мере, что с гордость потом можете сказать «Я – фотограф»!
Кристина Крайнова
. Я благодарна Марианне, что знаю каноны и маленькие хитрости в таком направлении искусства, как фотография! Теперь мои взгляды на эту профессию более уверенные, и мне не страшно, что у меня что-то не получится, и не страшно, что я вижу все чуть-чуть по-другому. Теперь люди видят мои фото и удивляются, что это я смогла так перенести все на картинку! А я им говорю, что так может каждый, главное найти того кто обучит тебя и даст уверенности в том, что у тебя все получится! Ещё раз спасибо Марианне за все!
Лена Курносова
Обучение дало мне многое: систематизировались знания по истории фотографии, я научилась работать со светом в студии, обрабатывать фотографии в Photoshop, а также узнала много различных тонкостей фотоискусства, которые позволят дальше развивать своё мастерство. Вообще, Марианна очень талантливый преподаватель, который не только учить всему, что знает сама, но и помогает своим ученикам развиваться в наиболее интересном для них направлении.
Станислава Ова
Обучение у такого мастера как Марианна передает не только знания и навыки, но и учит понимать серьёзность работы и мышления в фото-искусстве, понимать тонкости построения света и формирует собственное видение. Марианна – один из немногих мастеров, кто ценит и уважает мнение и индивидуальность каждого ученика, применяя и работая на практике с каждой личностью. Марианна научила меня уверенности в том, что если тебе трудно работать – ты на верном пути, помогла полюбить даже самые сложные аспекты профессии и научила ответственно и серьёзно подходить даже к самым простым, на первый взгляд, планам и объектам съемки.
Юрий Юров
После того, как у меня появился очередной фотоаппарат, я ездил на фотовыставки, фотографировал и фотографирую знакомых, друзей и родственников. Но это, конечно, хорошо когда сам чему-то обучаешься, но мне этого было мало, да и нет того, кто бы подсказал как лучше и правильно фотографировать. Начал изучать, на какие курсы пойти учится по фотоискусству и фото-мастерству. И вот, я нашёл объявление о том, что при "Творческом союзе Художников России" идёт набор на фото-курсы. Посмотрел, кто преподаватель. Руководитель фото-курсов – Марианна Корнилова. Начал по интернету изучать фотоработы Марианны и решил – вот кто мне сможет помочь и обучить меня фотоискусству. Позвонил, уточнил, когда начало курсов. И вот прошло совсем немного времени и уже прошло две фотовыставки. Благодаря Марианне я узнал некоторые секреты фото-мастерства. Как правильно выбрать ту или иную точку съёмки, как выставить свет на фото-площадке, как работать с моделями. Как правильно держать фотоаппарат, и много другого интересного узнал. Марианна также приоткрыла занавес таинства фотографии. Я очень благодарен Марианне за помощь, за поддержку, понимание. Планирую и дальше обучаться и продолжать фотографировать, благодаря тому, что есть такой замечательный наставник и преподаватель как Марианна Корнилова.
- Выставка фотографа Сергея Чубарова «Хольга»
- «Областная (отчетная) выставка-конкурс «Палитра Родины»
- Фото-выставка Анны Павловой «Семейный портрет»
- Николай Симоновский. ПЕРЕХОДНОЕ ВРЕМЯ. Живопись
- Курс творческой фотографии для детей Winter Magic ArtPhoto Classes
- ВЫСТАВКА бельгийского художника Бена Хайне «КАРАНДАШ ПРОТИВ КАМЕРЫ»
- Российская Неделя Искусств, весна 2016
- Мастер-классы для взрослых: «Создай свой шедевр»
Комментирование недоступно Почему?