Мария Санти: Бедная боярыня читать ~2 мин.
Была ли боярыня Морозова такой, как на знаменитой картине из Третьяковской галереи? И чем её история перекликается с современностью?
Вспомните картину. Главная героиня изображена сухощавой и яростной. Кажется, дай волю, она сама уморит голодом всех, кто посмеет усомниться в её правоте. Глядя на её гибель, окружающие молятся или смеются. Дети сочувствуют, поп жесток. Разглядывать можно часами. То, в жизни страшно, в искусстве – увлекательно.
Василий Суриков - «Боярыня Морозова» (1887)
Что во всей этой истории общего с современностью?
Ложь.
Принято думать, что боярыня была преданной последовательницей протопопа Аввакума и, несмотря ни на что, отказалась креститься тремя перстами. За это её пытали и уморили голодом.
Но Феодосия Прокопьевна Морозова была не фанатичкой, а богатой вдовой, в семье которой не осталось влиятельных мужчин.
Остановимся подробней на её жизни до ареста. Состоятельней её во всей России были только Строгановы. Отделанную серебром карету вдовы при разъездах сопровождала свита около ста человек. С точки зрения величины капитала уместно будет сравнить боярыню с Биллом Гейтсом или Михаилом Ходорковским двенадцатилетней давности.
Да, Морозова держала дома убогих. Как и все остальные бояре. Это было модно. «Милостыня от тебя истекает, яко от пучины морския малая капля, и то с оговором» – обиженно писал ей протопоп Аввакум. Этому якобы своему духовному лидеру миллионерша выслала в тюрьму Пустозерска восемь рублей. А нам говорят, что она пошла на смерть за его идеи.
Перед арестом Феодосия искала невесту своему единственному сыну. А в «Повести о боярыне Морозовой», которую читал Суриков, приводятся её слова: “Отдайте моего сына Ивана на растерзание псам, устрашая меня… Не помыслю отступить от благочестия, хотя бы и видела красоту псами растерзанную”. Верите в то, что это говорит мать?
Царь Алексей Михайлович загодя отнимал и возвращал некоторые её владения, проверяя, как отреагируют бояре победнее. Восстанут или поддержат? Они выступили только против позорной для представительницы их круга казни через сожжение.
В ходе судебного процесса умер сын, единственный наследник. Имущество семьи отошло царю. Боярыня Морозова приняла мученическую смерть во имя его богатства. И скорее всего это произошло бы, даже если бы она стала креститься тремя, десятью перстами сразу.
Суриков понятное дело рисовал не с натуры. Он уговорил позировать богомолку с Рогожского кладбища. И сделал её похожей на раненую ворону – образ, который его вдохновил.
Художник блистательно продал работу за 25 000 и долго ещё рисовал заказчиц в старинных костюмах своих моделей.
Мария Санти
КОММЕНТАРИИ: 5 Ответы
Уважаемая тезка! А почему Вы решили, что произведение живописного искусства – достоверный исторический документ? Художник – творец. Он создает свой образ, по своему прочитывает исторические события, акцентируя внимание на содержательной стороне сюжета, эмоциях изображенных и т.д. Проблема отъема средств у состоятельных бояр и её способы действительно перекликаются с современными событиями. Вы увидели фальшь в работе художника, который прежде всего воспевал гражданский подвиг боярыни, её жертвенность, что свойственны русской женщине. Опускаю живописное и композиционное решение этой картины, все итак очевидно. Хочу напомнить искусствоведу, какВы подписались, что картины не рисуют, их ПИШУТ!
Спасибо за эмоциональный отзыв, Мария. Именно об этом я и пишу: люди выдумывают героизм, чтобы закрыть глаза на бытовое насилие.
Ох рисуют. Даже расследование проводила, приставала к художникам с дурацким вопросом: а почему принято говорить писать картину? Из полученных ответов сделала собственный вывод: Ох рисуют. Для Марии Санти: правда намного нужнее.
Явное стремление принизить, оторвать вершки, оставив корешки. Погоня за мнимой "правдой", которая суть – упавшие в грязь осколки прекрасной вазы, по которым пытаются смело судить о целом. Очередной "искусствовед", пытающийся (о) судить русскую историю.
Мария! У Вас много достойных статей, которые я читаю. Но в этой – нет фактов. Совершенно – не убеждает. Это – не открытка, и Суриков не стал бы парится из за денег, что бы просто – напросто – лгать в таком монументальном произведении. Он работал над этой картиной не один день. И ни какой указ, или – приказ не заставили бы художника тратить лучшие творческие годы на создания лжи, даже бы если бы художник получил – приказ от царя. Это – не просто работа, эту работу вынашивал Суриков, чтобы оставить свой след в искусстве. Представьте, если бы А. Иванов в своей работе, " Явление Христа народу" Нарушил Евангельскую истину. Иванов писал в письмах, что если он, найдет образ Христа, – то пойдет красить заборы. Всякий художник ищет работу, которая бы сама вошла в историю мировой живописи. А. Иванов, так и не нашел образ Христа. Поэтому Иисус у него – не на переднем плане. Зато он нашел образ Предтечи, который и был показан им всесторонне. Но в своих исканиях, А. Иванов – единственный художник, который духовно поднялся до высот Св. Андрея Рублева. Он искал, и познавал истину. Так же как Н. Ге – познавал ее в своей работе над " Распятием". Художник уровня Сурикова – отдавал часть себя в своих работах. " Боярыня Морозова" – это – не пейзаж с речечкой. Это самовыражение и цель творчества художника. Может быть даже – цель его жизни. И если даже сам Царь предложил бы Сурикову написать ложь, за деньги, Суриков бы вообще – бросил живопись. Как Н. Ге – перестал писать, когда на него написали донос, что он пишет – не красивого – античного Христа. А какого то – бродягу. Сам Христос говорит: " Лисицы имеют норы, птицы имеют гнезда, а Сыну Человеческому негде голову приложить. Н. Ге рассудил, что Христос – будучи Сыном Божьим, может принять любой образ. И, раз Он взял себе в ученики простых, неграмотных рыбаков, то проповедуя Слово Божье, Он и был в образе Своих учеников, а не в Античном , слащавом образе с короной – на голове. Поэтому Н. Ге и создал " Распятие ", которое критики поняли только спустя 30 лет, после жизни художника. Хотелось бы еще услышать Ваше мнение о работе Флавицкого " Княжна Тараканова", там фактов – вообще мало. С удовольствием бы почитал, Вашу версию. С уважением Ваш читатель.
Комментирование недоступно Почему?