Мария Санти: Некрасивые художники читать ~3 мин.
Мария, у вас своё видение и свой подход в популяризации изобразительного искусства. Во многих телевизионных, радио программах и в ваших публикациях, вы заставляете посмотреть на работы великих с другой стороны. Создается ощущение вашего присутствия в ту эпоху в то время. Как вами это достигается?
Мне задают этот вопрос 10% слушателей. Я улыбаюсь и, разумеется, не знаю, что ответить. Когда я работала над диссертацией в Ленинской библиотеке, мне всегда не хватало ответов на простые вопросы: на что художник жил, тратил свободное время, и на какие компромиссы ему приходилось идти. Искать ответы приходилось в письмах, книгах о правителях, на которых он работал. И меня всегда выворачивало от пафоса. Например, когда монография начинается с утверждения, что великий гений талантливо предвидел свою судьбу. Как такое возможно? Откуда тогда смятение в письмах, заискивание перед заказчиками, экспериментальные и неудачные работы? Или про успешного светского художника пишут как о больном ребёнке. Мол, духовидец вынужден был тратить время на красоток и интриги. Для кого вы это пишете? Вы верите, что человек таких поступков мог быть сентиментальным соплежуем? Думаю, если бы Караваджо посмотрел фильм ВВС о себе, он нашёл бы авторов и вогнал каждому нож в пах. Как он сделал при жизни со своим партнером по игре в мяч.
Причина лжи – слепота. А причина слепоты – страх. Те люди, которые страшатся признать необходимость иметь деньги и аккуратные отношения с заказчиками и власть имущими, странным образом вымарывают эти факторы из биографий художников. Увы, от этих заклинаний железные необходимости из жизни не исчезают.
В чём язык искусства? Попробую пояснить. Сейчас произведения во многом доступны массовому зрителю. Но считывает он те символы и коды, понимает ли во многом зритель смыслы заложенные автором своих работ?
Большая часть философской рефлексии об искусстве связана с желанием объяснить смысл искусства людям, которым оно не нужно. К счастью, этой идее не так много веков. А полный экстаз в том, что сегодня практически вся информация находится в свободном доступе. Так что желающие приложить усилия – другого способа познания пока нет – могут выбрать источник и изучить его. А остальные останутся в категории «вроде как разбираюсь», которые знают, что "главное – это духовность".
В картинах мастеров Возрождения гораздо больше подтекста и юмора, чем в большинстве современных клипов и кинокартин. Например, Микеланджело надоедал один управленец, дурак и лицемер. Художник изобразил его в образе царя Миноса. С ослиными ушами. Ну, а чтоб тому жизнь медом не казалась – нарисовал змею, кусающую его за член.
Современный зритель смотрит на эту часть фрески в Сикстинской капелле с придыханием: великий художник, великий памятник, великое время. А папа Римский смеялся.
В век цифры и интернета все работы останутся на века. Сейчас на стыке тектонических изменений в нашем обществе и во всём мире зарождаются новые имена. В недалеком будущем их будут обсуждать. Ваши пожелания современным художникам. Спасибо.
Современному художнику, как и любому другому человеку, сложно делать то, что он действительно хочет. Проявлять энтузиазм, видеть свою уязвимость, справляться с агрессивной критикой. Думаете, восемьсот лет назад спиться было труднее? Или конкуренция радовала? Может, щедрые покровители и верные поклонники ждали гения у колыбели? Нет.
Жизнь по-прежнему некрасива и скучна. А человек в области социальной реализации все так же зависим от сопричастных.
Поэтому, как и себе, желаю современным художникам шлифовать «искусство маленьких шагов».
Вопросы задавал Сергей Фатеев © Gallerix.ru
КОММЕНТАРИИ: 3 Ответы
Открытая информация – это еще и проблема. Попробую пояснить, что имею ввиду. Читая несколько разных источников в попытках найти ответ на вопрос, обнаруживаю, что вопросов становится больше, так как источники противоречивы. И как понять, где правда?
Еще какая! Ищу картинки к лекциям и порой натыкаюсь на такие подписи к ним, что хочется от злости вырезать часть экрана. Увы. Лично я1) смотрю кто автор2) полностью доверяю всей старой научной литературе.
Хорошо написано.
Комментирование недоступно Почему?