Мария Санти: Злой гений читать ~3 мин.
«…огонь был так силен, что, каюсь, я поминутно кивал и отклонялся головою от свистевших пуль, гранат, а временем и бомб, летавших с турецких батарей из-за горы".
(с) Василий Верещагин о работе над этюдом
В молодости, едва оправившись от ранения, Верещагин поскакал в зону военных действий под Плевной искать тело брата. Но были ситуации, в которых даже он, один из немногих всемирно известных русских художников, был бессилен. Наш герой был и шпионом, и с президентом дружил. Но, мягко скажем, невысоко ценил своего отца, когда тот жаловался в печати на бедность и просил у государя денег по случаю смерти младшего сына. Живописец просто негодовал. Его позорил сытый, живущий с прислугой родитель, который пользовался вниманием СМИ только потому, что Василий был знаменитым художником. Однако после смерти отца Верещагин грыз себя упреками.
Вопреки распространенному мнению, Верещагин писал не только войну. Просто он был особо силен в батальном жанре. Василий Васильевич пытался скандализировать европейскую публику картинами евангельского цикла, в которых были изображены младшие братья Иисуса – дети Иосифа и Марии.
Добрые фанатики облили её кислотой. Но сохранилась фотография.
Верещагин упивался похвалой и мог прекратить знакомство из-за высказанной критики. А её было немало. Молодой художник уничтожил несколько своих картин после того, как они подверглись осуждению двора. Просто вырезал из рам и сжег.
Президента Теодора Рузвельта Верещагин называл своим личным другом. Художник даже съездил лишний раз на Кубу, когда Рузвельт указал ему, что листва на картине не похожа на кубинскую.
Близких друзей у художника не было. Он избегал вечеринок. Однажды просто не вышел к заехавшему в гости Склифосовскому. В жизни Верещагина были жена, дети и постоянная забота о продаже картин. Колоссальные расходы на путешествия и организацию выставок окупались не сразу. То американские продюсеры обсчитывали, то русское правительство отказывалось покупать картины, то Третьяков снижал цену почти в два раза.
Верещагин обожал путешествия. Он был таким же въедливым этнографом, как Артемий Лебедев. Изображал не то, чем люди хотели похвастаться, а факты реальной жизни.
Например, в Узбекистане группы из десятка зажиточных хозяев содержали смазливых мальчиков – бачей. Баче поклонялись, дарили подарки, наряжали и красили как девочку. Родители получали щедрое вознаграждение за каждый сезон.
Лет в 20 юношу снимали с пьедестала и возвращали в бедность. Там его, изнеженного, не приученного к работе и заботе о близких, как правило, выгоняли из дома. Бывшие бачи бомжевали, покуривая опиум.
Один из английских военных чинов сказал, что "Подавление индийского восстания англичанами" позорит ту стену, на которой висит. А в течение выставки к художнику подошли благообразные старички-супруги. Муж – бывший военный офицер – с гордостью рассказывал, что именно ему пришла в голову идея такой казни.
Верещагин. Святое семейство, 1884-1885.
Верещагин. Продажа ребёнка-невольника, 1872.
Верещагин. Подавление индийского восстания англичанами, 1884.
Вряд ли его жесткий подход может нравиться большинству. Зато каждому эксперту виден класс.
Кто хочет услышать ещё больше историй от автора статьи, приходите на лекцию-обсуждение «Пираты, разбойники и авантюристы в искусстве» в понедельник 23 февраля в 19-00. Цену и место проведения можно узнать в группе http://fb.com/proiskusstvo и по телефону +7 (968) 434-24-61.
КОММЕНТАРИИ: 3 Ответы
"... Его позорил сытый, живущий с прислугой родитель, который пользовался вниманием СМИ..."Мария, не нужно употреблять аббревиатуру "СМИ" описывая события середины 19го века. Чувство стиля-оно или есть, или нужно учиться.
Сравнение Верещагина с Лебедевым – за гранью понимания. Артемий ни разу не этнограф. Скорее – Кожухов.
О, Артемия я бы сравнила и с Леонардо. Он буквально заряжает энергией все вокруг.
Комментирование недоступно Почему?