Эстетика перформанса:
границы искусства и реальности 70-х годов XX века читать ~15 мин.
Перформанс как особая форма художественного самовыражения значительно расширил представления о границах между искусством и реальностью, став одним из наиболее влиятельных явлений в художественной практике 70-х годов XX века. Именно в этот период происходит институционализация перформанса, его признание музейными структурами и академическим сообществом, что привело к формированию новых эстетических подходов к восприятию и оценке художественных событий.
2 Теоретические основы эстетики перформанса
3 Перформанс и театр 70-х годов
4 Размывание границ между искусством и реальностью
5 Разновидности перформативных практик 70-х годов
6 Эстетические и этические проблемы перформанса
7 Влияние перформанса на современную культуру
Становление перформанса как художественной практики
Перформанс (от англ. performance — исполнение, представление, выступление) представляет собой форму современного искусства, жанр театрально-художественного представления, в котором произведения составляют действия художника или группы в определённом месте и времени. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношения художника и зрителя. В этом заключается отличие перформанса от таких форм изобразительного искусства, как картина или скульптура, где произведение определяется выставленным объектом.
Появление перформанса связано с проблемами живописи авангарда: преодоление живописного пространства картины, выход к конструкции как основная тенденция авангардного искусства. Истоки перформанса восходят к практикам уличных выступлений футуристов, клоунаде дадаистов, театру Баухауза. Впервые слово «перформанс» было применено к своему произведению-действию американским композитором и философом Джоном Кейджем в 1952 году, исполнившим на сцене «4′33″». Как направление искусства перформанс возник в 1960-е годы в творчестве таких художников, как Ив Кляйн, Вито Аккончи, Герман Нич, Крис Бурден, Йоко Оно, Йозеф Бойс.
Роузли Голдберг в своей книге «Искусство перформанса» отмечает: “Перформанс получил признание в 1970-е годы. В то время концептуализм, делавший упор на производство идей, а не художественных работ, переживал подъем, и перформанс зачастую становился демонстрацией этих идей или воплощением их в жизнь. Таким образом, перформанс сделался наиболее заметным видом искусства того периода”. В крупных международных арт-центрах стали появляться площадки, отданные под перформанс, музеи начали спонсировать фестивали, художественные колледжи вводили курсы по перформансу, появлялись специализированные журналы.
Базовые принципы перформативного искусства
Принципиальное отличие перформанса от других видов искусства заключается в его процессуальности и событийности. Перформанс создаёт не объект, а событие, которое разворачивается во времени и пространстве с непосредственным участием художника и зрителей.
Тело художника становится основным инструментом и материалом искусства. Как заметил Ив Кляйн, можно писать картины не с натурщиков, а посредством их тел: он велит обнажённым натурщицам вывалиться в синей краске, после чего — прижиматься телами к подготовленным холстам. Эта телесность перформанса радикально меняет отношения между художником и его произведением: художник не создаёт нечто отдельное от себя, он сам становится частью произведения.
Произведение искусства в перформансе теряет свою материальность, растворяясь и находя своё место в участниках процесса: художниках и зрителях. Перформанс очень внимателен к телесности, он обращается скорее к чувственному восприятию, нежели к рациональному, чем отличается от изобразительного искусства и скульптуры.
Теоретические основы эстетики перформанса
Перформативный поворот в эстетике связан с переосмыслением роли и значения телесности в искусстве. Тактильность и телесность становятся важными категориями эстетики перформанса. Как отмечается в статье «Тактильная эстетика в вестиментарной моде», развитие тактильной эстетики, сущность которой заключается в сочетании красоты и пользы, не происходило на протяжении долгого исторического времени, поскольку существовало пренебрежительное отношение к осязанию как низшему из чувств.
В статье «Эстетика как практика равенства» делается попытка проследить путь развития эстетики от ориентации на чувственное познание к художественной практике, выступающей в качестве интеллектуальной критики общества. В таком виде эстетика становится практикой равенства, что уловил ещё Кант в своей антиномии вкуса, обнаружив в нём момент «общего чувства» (sensus communis), не сводимого ни к какому индивидуальному проявлению чувственности.
Когда sensus communis вводится как основной принцип эстетики равенства, то место философских понятий занимают аффективные образы, воздействующие на публику, и теряется различие между искушённым и наивным восприятием. Подобно революционному энтузиазму масс, это образы-действия, трансверсальные сложившимся институтам, в том числе демократическим, утверждающим равенство как одну из ценностей. Но равенство — не ценность, а именно практический принцип, который, чтобы стать принципом мышления, должен освоить критический потенциал искусства.
Эстетика перформативности Эрики Фишер-Лихте
Эрика Фишер-Лихте в своей книге «Эстетика перформативности» предлагает новую эстетическую теорию, способную адекватно описать и истолковать искусство перформанса. Она понимает перформанс как самостоятельное художественное событие, имеющее собственную сущность. Фишер-Лихте рассматривает искусство перформанса с не менее пристальным вниманием, чем принято в науке по отношению к традиционным видам искусства, исследует истоки перформанса и его современное бытование и приходит к выводу о необходимости создания новой эстетики, способной его описать и истолковать.
В заключительных главах своей книги автор формулирует основные понятия новой эстетики, предназначенные не только для того, чтобы интерпретировать отдельные перформансы и «эвенты», но и глубже понимать перформативную природу современной культуры в целом.
Ключевыми понятиями эстетики перформативности являются:
- Событийность — перформанс создаёт не объект, а событие, которое разворачивается во времени и пространстве с участием художника и зрителей.
- Телесность — тело художника становится медиумом искусства, что меняет традиционное представление о разделении между художником и его произведением.
- Присутствие — особое качество бытия здесь и сейчас, которое создаёт специфический эстетический эффект.
- Лиминальность — состояние перехода, промежуточности, размывания границ между различными категориями и состояниями.
Перформанс и театр 70-х годов
Взаимоотношения перформанса и театра в 70-е годы представляют собой сложный и многогранный феномен. Как отмечается в исследовании «Перформанс и советский театр 1970‒80-х», встречу русского театра с перформансом принято относить к рубежу 1980‒90-х годов. Однако опыты работы с телесностью актёра и эксперименты с их общим со зрителем пространством, создание сценической реальности «здесь и сейчас», интерес к материальности голоса актёра – все это не было чуждо русскому театру последних трёх десятилетий ХХ века, от Юрия Любимова до Анатолия Васильева и его учеников.
Новые тенденции в актёрском искусстве
Советское актёрское искусство 70-х годов демонстрирует тенденции, созвучные эстетике перформанса. Как указывается в исследовании, важнейшей чертой актёрского искусства становится расширение границ творчества. Актёр становится художником, участвующим во всем процессе создания спектакля. Основу для поисков новых средств выразительности он находит в драматургии, дающей материал для раскрытия сути жизненных явлений, и в режиссёрской концепции спектакля, определяющей направление сценического искусства.
Происходит определённая ломка границ творчества, расширяется его диапазон. Но это не исключает чёткости актёрских позиций в искусстве, проявления стилевых особенностей. Многие актёры становятся художниками определённой темы, проводя её в различных по характеру образах, что подчёркивает целеустремлённость, глубокую значимость их искусства.
В конце 50-х – начале 60-х годов настоятельно утверждается принцип интеллектуального творчества, важнейшим достижением которого стало рождение актёра-мыслителя, несущего зрителю философские обобщения, глубокие нравственные раздумья. В 70-е годы обозначилось стремление актёров обогатить рационалистичность творчества тонким психологизмом, погружением в эмоциональную, поэтическую сферу, пристальным исследованием внутреннего мира человека.
Одной из важнейших примет сценического искусства становится стремление актёра к самовыражению. Оно проявляется через взволнованное отношение к острым проблемам жизни, способность защищать нравственные принципы, обличать обывательское равнодушие, философию компромисса. От личности актёра в большой степени зависит художественная сила спектакля, значительность сценического действия. Правдивое отображение действительности сочетается с чёткостью оценки явлений жизни, данной исполнителем.
Для актёрского искусства 70-х годов большое значение имеет то, что границы искусства и реальности смыкаются настолько, что забываешь об условностях игры. Это напрямую перекликается с эстетикой перформанса, для которой характерно стирание границ между искусством и реальностью.
Размывание границ между искусством и реальностью
Одним из ключевых аспектов эстетики перформанса является стирание традиционных границ между искусством и реальностью. В отличие от репрезентативных форм искусства, перформанс создаёт ситуацию непосредственного присутствия и взаимодействия.
Трансформация роли зрителя
Перформанс радикально меняет роль зрителя в художественном процессе. Несмотря на то, что зрители могут непосредственно не задействоваться в происходящем, их привычная позиция наблюдателей разрушается. Можно не сопереживать произведению искусства, но отстраниться от физических страданий художника, происходящих здесь и сейчас, намного сложнее. Зрители становятся более активны внутренне.
Перед зрителями встают не только эстетические, но и этические вопросы — любой может подойти и каким-то образом помочь художнику, облегчить его положение или вовсе прекратить выступление. Часто перформанс специально провоцирует зрителя на действия, ставит его в неудобное положение, заставляя принимать решения.
Это новое отношение между художником и зрителем создаёт особую динамику взаимодействия, которая становится частью художественного события. Зритель уже не просто потребитель искусства, но активный участник его создания.
Материальность и нематериальность в перформансе
Произведение искусства в контексте перформанса теряет свою традиционную материальность, растворяясь и находя своё место в участниках процесса: художниках и зрителях. Перформанс очень внимателен к телесности, он обращается скорее к чувственному восприятию, нежели к рациональному, чем отличается от изобразительного искусства и скульптуры.
В перформансе само тело художника становится материалом и средством выражения. Это радикально меняет отношения между художником и его произведением. В традиционном искусстве художник создаёт объект, отделённый от него самого. В перформансе художник не создаёт нечто отдельное от себя, он сам становится частью произведения.
Разновидности перформативных практик 70-х годов
Перформанс как художественная форма представлен различными видами и направлениями, каждое из которых имеет свои особенности и характерные черты.
Экзистенциальный перформанс
К данному виду перформанса можно причислить перформанс Брюса Наумана «Мужчина/женщина, случай насилия» (1985) и Марины Абрамович «Балканское барокко». Характерной особенностью данного вида является стремление к крайнему проявлению тактильного садизма, активная подвижность и продуманный сценарий, выраженный в жёсткой фиксации конца.
В экзистенциальном перформансе художник часто подвергает себя физическим испытаниям и даже опасности, исследуя границы человеческой выносливости и терпения. Этот вид перформанса поднимает вопросы о природе боли, страдания, насилия и их месте в человеческом опыте.
Боди-арт
Боди-арт представляет собой направление перформанса, в котором тело художника становится основным материалом и медиумом искусства. Он может включать различные манипуляции с телом: от его украшения и трансформации (например, с помощью макияжа, костюмов, татуировок) до более радикальных форм вмешательства, таких как пирсинг, шрамирование, модификации тела.
Боди-арт исследует отношения между телом и идентичностью, между физическим и психическим, между природным и культурным. Он часто затрагивает вопросы гендера, сексуальности, культурных норм и табу, связанных с телом.
Хеппенинг
Хеппенинг характеризуется большей степенью импровизации и участием зрителей. В хеппенинге художник создаёт ситуацию или событие, но не контролирует полностью его развитие, оставляя место для спонтанных действий и реакций зрителей.
Хеппенинг часто происходит в общественных местах и вовлекает случайных прохожих, размывая границы между искусством и обычной жизнью. Он создаёт ситуации, которые требуют от участников непосредственной реакции и активного участия.
Политический перформанс
Политический перформанс использует художественные средства для выражения политических идей и критики социальных институтов. Этот вид перформанса часто имеет явно выраженную социальную или политическую направленность и стремится вызвать общественный резонанс.
Политический перформанс может быть формой протеста, актом гражданского неповиновения, способом привлечения внимания к социальным проблемам. Он часто происходит в публичных пространствах и использует символические действия для передачи политического сообщения.
Эстетические и этические проблемы перформанса
Перформанс как форма искусства поднимает множество сложных эстетических и этических проблем, которые требуют серьёзного осмысления.
Этика взаимодействия художника и зрителя
В традиционном искусстве отношения между художником и зрителем регулируются устоявшимися конвенциями: художник создаёт произведение, а зритель его воспринимает, при этом они физически и временно разделены. Перформанс разрушает эту конвенцию, создавая ситуацию непосредственного взаимодействия между художником и зрителем в общем пространстве и времени.
Это может создавать сложные этические ситуации, особенно когда перформанс включает элементы риска, насилия, интимности или нарушения социальных норм. Например, перформанс может ставить зрителя в позицию свидетеля насилия или страдания, что создаёт этическую дилемму: должен ли зритель вмешаться, чтобы прекратить страдание художника, или он должен оставаться пассивным наблюдателем, уважая художественный замысел?
Телесность и боль в перформансе
Многие известные перформансы включают элементы физического дискомфорта или даже боли, что поднимает вопросы о границах искусства и этичности подобных практик. Если художник добровольно подвергает себя физическому страданию как части художественного произведения, то каков статус этого страдания? Является ли оно просто средством для достижения художественного эффекта, или оно имеет самостоятельную ценность и значение?
Этот вопрос связан с более широкой проблемой этики самоистязания в искусстве. Традиционно в западной культуре существует табу на намеренное причинение себе физического вреда, и это табу часто нарушается в перформансе. Это создаёт напряжение между эстетическими и этическими оценками: действие, которое может быть эстетически значимым и выразительным, может одновременно быть этически проблематичным.
Социальная ответственность художника
Перформанс часто выступает как форма социальной критики, затрагивая острые общественные проблемы. В этом контексте возникают вопросы о социальной ответственности художника и о том, насколько эффективным может быть искусство как инструмент социальных изменений.
Если перформанс включает действия, которые в обычной жизни считались бы неэтичными или незаконными, то освобождает ли художественный контекст художника от обычных этических и правовых ограничений? Этот вопрос особенно актуален для политического перформанса, который часто включает элементы гражданского неповиновения или протеста.
Влияние перформанса на современную культуру
Перформанс оказал значительное влияние на различные аспекты современной культуры, выходя за рамки собственно искусства и проникая в различные сферы человеческой деятельности.
Перформативность как культурная парадигма
Эрика Фишер-Лихте в своей книге «Эстетика перформативности» формулирует основные понятия новой эстетики, предназначенные не только для того, чтобы интерпретировать отдельные перформансы и «эвенты», но и глубже понимать перформативную природу современной культуры в целом. Это указывает на то, что перформативность становится культурной парадигмой, которая выходит за пределы отдельных художественных практик и проникает в различные сферы культуры.
Перформативность как культурная парадигма означает, что многие явления современной культуры приобретают характеристики перформанса: событийность, телесность, присутствие, вовлечение зрителя или участника, размывание границ между искусством и жизнью.
Влияние на другие виды искусства
Перформанс оказал влияние на театр, изменив представления о роли актёра и зрителя, о структуре театрального действия, о пространстве театра. Современный театр часто использует элементы перформанса: непосредственность действия, вовлечение зрителя, размывание границы между сценой и зрительным залом, между актёром и его ролью.
Перформанс также повлиял на танец, особенно на современный танец и танцевальный театр. Идеи о теле как медиуме искусства, о движении как форме коммуникации, о спонтанности и импровизации — все это элементы, которые перформанс внёс в танцевальное искусство.
Музыка также испытала влияние перформанса, особенно в таких направлениях, как экспериментальная и электронная музыка, саунд-арт, нойз. Идеи о звуке как материале, о процессе создания музыки как перформативном акте, о стирании границы между композитором, исполнителем и слушателем — все это связано с эстетикой перформанса.
Изобразительное искусство под влиянием перформанса стало более процессуальным, телесным, временным. Такие практики, как инсталляция, энвайронмент, ленд-арт, часто включают перформативные элементы и требуют активного участия зрителя.
Перформанс и медиакультура
Перформанс также является важной частью современной медиакультуры. В эпоху социальных сетей и цифровых технологий многие формы самопрезентации и коммуникации приобретают перформативный характер. Селфи, влоги, стримы — все это можно рассматривать как формы перформанса, в которых человек становится одновременно и художником, и произведением искусства.
Будущее перформанса как формы искусства связано с дальнейшим развитием технологий и медиа, с изменениями в социальной и культурной сфере, с новыми формами человеческого опыта и коммуникации. Виртуальная и дополненная реальность, искусственный интеллект, биотехнологии — все это создаёт новые возможности для перформативного искусства и ставит новые вопросы о границах между искусством и жизнью, между человеческим и нечеловеческим, между реальным и виртуальным.
Перформанс как форма искусства размывает традиционные границы между искусством и реальностью, между художником и зрителем, между произведением и процессом его создания. Это делает перформанс особенно интересным объектом для эстетического исследования, но также создаёт сложности для его теоретического осмысления.
Особенно ярко эти черты проявились в перформансе 70-х годов XX века, который стал важным этапом в развитии этой формы искусства. В этот период перформанс получил признание как полноправная форма современного искусства, стал частью художественного мейнстрима, обрёл институциональную поддержку.
Перформанс 70-х годов тесно связан с концептуализмом и его идеями о приоритете идеи над материальным воплощением, о демистификации искусства, о критике художественных институций. Он также отражает социальные и политические проблемы того времени, исследует вопросы идентичности, власти, телесности, гендера.
Эстетика перформанса включает такие ключевые понятия, как событийность, телесность, присутствие, которые отражают его процессуальную, временную, телесную природу. Эти понятия формируют новую эстетику, которая может адекватно описать и объяснить феномен перформативного искусства.
Перформанс оказал значительное влияние на различные формы искусства и культуры в целом. Перформативность стала важной характеристикой современной культуры, проникая в различные сферы человеческой деятельности и трансформируя представления о художественном творчестве, коммуникации, социальном взаимодействии.
Эстетика перформанса открывает новые горизонты для исследования искусства и его отношения к жизни, для переосмысления традиционных понятий эстетики, для создания новых форм художественного опыта и коммуникации. Она также ставит важные этические вопросы о границах искусства, о ответственности художника, о роли зрителя, о значении телесности и боли в искусстве.
Комментирование недоступно Почему?